На рынке недвижимости Алтайского края довольно остро ощущается проблема засилья федеральных франшиз в сфере недвижимости. Казалось бы чем, относительно не большой по населению Барнаул (менее 1 млн человек.), и соответственно ограниченный по объему рынок, привлекает практически все федеральные франшизы России. Их услуги обычно значительно уступают в качестве и негативно отражаются на отношении граждан к профессии, однако все они здесь.
Профессиональное сообщество заинтересовано в повышении лояльности клиентов и повышение спроса на услугу в сфере недвижимости, через повышение качества самой услуги. Казалось бы почему с таким низким уровнем услуг, как у большинства федеральных франшиз, они продолжают активно развиваться. Какие факторы повлияли на сложившуюся ситуацию в Барнауле?
Дело тут вовсе не в новаторском взгляде на услугу.
Ядром деятельности, большинства федеральных франшиз является постоянное, веерное привлечение стажеров. Сложившаяся ситуация на рынке труда Барнаула – безработица и низкие заработные платы, стали залогом успеха данной деятельности. Соискатели с удовольствием откликнулись, в подавляющем большинстве случаев (текучка кадров более 87 %) на пустые обещания о высоких заработках.
Следующей центральной сферой интересов федеральных франшиз - набор портфеля объектов для реализации. Из-за того, что риелторское сообщество Барнаула, всегда бережно и деликатно относилось к своим собственникам недвижимости и никогда не практиковало навязывание услуг, варварские ежедневные обзвоны собственников и «уговоры» заключить договор, стали залогом успешного развития федеральных франшиз.
Следующим фактором стал низкий уровень контроля деятельности франшиз со стороны профессионального сообщества и законодательства.
Какую опасность для рынка и профсообщества создает деятельность «федералов»?
Когда клиент обращаются в федеральную компанию, он попадает в условия «повезет, не повезет», будет ли он работать с риелтором со стажем или со стажером с нулевыми компетенциями это воля случая, а стажёров в таких компаниях подавляющее большинство. Потребителю важно квалифицированная качественная услуга, которую не могут предоставить стажеры федеральных сетей, а клиент чувствует себя обманутым. Он пришел, откликнувшись на яркую, дорогую рекламу и вынужден работать со вчерашнем безработным, который решил заняться недвижимостью.
Не оправдывая ожидания клиентов, на квалифицированную помощь федеральные сети формируют негативное отношение ко всему профсообществу.
Не защищенные трудовым законодательством стажеры, проработав в средним полгода, год и поняв, что их обманули и никаких больших и легких денег в этой сфере деятельности нет, так же разрушают доверие и лояльность к услуги в целом.
Ежедневные звонки собственникам, за счет которых федеральные сети, решают свои бизнес задачи, приводят, к тому, что клиенты массово отказываются от риелторских услуг и пишут в объявлениях риелторов не беспокоить, а как еще кроме как убийство спроса на услугу назвать?
Взаимодействие с застройщиками, федеральных компаний сводиться, в большинстве случаев, к оттягиванию на себя трафика застройщиков, через сайты клоны и веерному бронированию, когда на одного клиента бронируются, даже без его ведома, квартиры у всех застройщиков города. И один клиент застройщика превращается сразу в 20 виртуальных клиентов франшизы. Стратегия искажения спроса стала одной из причин поднятию цен в Алтайском крае на рынке новостроек, многие застройщики, в пустых бронях федеральных сетей увидели ажиотажный спрос.
Как итог деятельность федеральных франшиз, только отдаленно напоминает деятельность профессионального специалиста в сфере недвижимости. Поэтому федеральные сети нельзя рассматривать как «смежников» по рынку, у них другое отношение к клиентам и услуги, другие бизнес процессы, не настроенные на сохранение деловой и профессиональной репутации, другие точки монетизации (например ячейки, для хранения денег клиентов).
Федеральные франшизы находятся в неравных условиях с квалифицированным местным специалистом. Это один из примеров недобросовестной конкуренции.
В зависимости от обстоятельств незаконная предпринимательская деятельности или не соблюдение трудового законодательства, ведет в сторону административной или уголовной ответственности, но это уже компетенция контролирующих органов, а не профессионального сообщества.
В силах профсообщества просвещение и обучение - научить федеральные сети работать в согласии с клиентами и рынком, убедить «перейти на светлую сторону», полюбить свою профессию, а не деньги. Объяснить, что ради одного клиента они лишают весь рынок 100 и это не может быть залогом успешной деятельности, ни для кого. Подобная деятельность значительно снижает клиентский спрос на услуги специалистов в сфере недвижимости и негативно отражается на отношении граждан к профессии в целом и всем рынке недвижимости Алтайского края.
Недвижимость Алтай