"Грязный" закон по "отмыванию денег" или Кто подает сведения в Росфинмониторинг по ипотечной сделке 164 / 2779

Новости Федеральной службы по финансовому мониторингу
23 фев. 2010
В свое время работал в валютно -экспортном контроле вг.Красноярске. Из него впоследствии перешли от нашего управления в центральный аппарта Росфинмониторинга несколько человек. И так невольно слегка в теме. Как я понимаю, изначально, эта организация служит именно целям противодействия отмыванию "грязных денег" и "финансирования терроризма". Есть такая организация - ФАТФ. Покупка/продажи даже нескольких квартир небедных людей - это уже в другой плоскости законодательства, скорее налоговой, чем ФАТФ.
Налицо - выявление, отражение и показательный процесс наказания, а, вернее, процесс накопления штрафных санкций/палочная система как в в МВД и др. контрольных органах власти ничего общего не имеющая с изначальной идеей создания Росфинмониторинга.
23 фев. 2010
Илья Шкоп писал(а):
Про РГР в точку. Их это работа.

Перед апелляционным судом у нас как раз проводилось общее собрание нашего риэлторского объединения. Я на собрание шла с настроем поделиться проблемой: поймут, поддержат. Кому, как не коллегам в регионе знать все нюансы наших ипотечных сделок. Да и вообще хотелось обсудить отдельные моменты закона, касающиеся риэлторской деятельности.
На собрании как раз объявили о предстоящем обучении специалистов риэлторских компаний в рамках вступившего 17.02.2009 года "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Обучение было платное, с кофе-брейком и с выдачей свидетельства о прохождении обучения. Сотрудникам агентств - членов ТПР предоставлялась скидка (наш Председатель ТПР постарался).
Посмотрела я на реакцию участников собрания на предстоящее обучение и делиться своими проблемами не решилась.
Организационно-правовая форма у многих АН - индивидуальный предприниматель. А они не подпадают под действие Закона (упущение). Таким образом, люди просто не в теме: Обменялись слухами, кого как проверяли и кто какой суммой отделался и как отмазался. Пошутили немного и перешли к другой теме.

Поделиться проблемой, чтобы сделать себе еще больнее, не захотелось.

Возникали у меня мысли обратиться за помощью в РГР:
Миссия РГР, в том числе:
Оказание влияния на формирование законодательной и нормативной базы для рынка недвижимости как в РФ, так и в ее субъектах... Участие в экспертизе законопроектов, нормативных актов, разработка альтернативных законопроектов и дополнений к действующему законодательству, рекомендаций и предложений для соответствующих комитетов, комиссий и экспертных групп Палат Федерального Собрания, местных органов власти.
Есть еще такой пункт в миссии РГР:
Участие в защите прав собственников на рынке недвижимости, рассмотрении споров между членами Гильдии, а также между членами Гильдии и потребителями их услуг, формирование механизма третейского суда, создание системы коллективной ответственности членов Гильдии перед третьими лицами.
который, я считаю, что надо дополнить: Участие в защите прав членов Гильдии Риэлторов.
23 фев. 2010
Алексей Иванович писал(а):
Налицо - выявление, отражение и показательный процесс наказания, а, вернее, процесс накопления штрафных санкций/палочная система как в МВД и др. контрольных органах власти, ничего общего не имеющая с изначальной идеей создания Росфинмониторинга.

Абсолютно верно: Если целью Закона было пополнить казну с помощью сбора денег от штрафных санкций, то попали в точку. В законе много недоработок и противоречий, которыми злоупотребляют уполномоченные структуры. А кто хоть раз сталкивался с судами, тот знает, как эта система работает, поэтому либо не связывается с судами - больше потеряешь, либо "урегулируют" возникшие проблемы еще на досудебных стадиях развития событий.

Я уже упоминала: кто скажет нам, исполнителям Закона, насколько он целесообразен? РФМ ни одного отчета нам не представил по результатам. А ведь закон по Риэлторской деятельности действует с 2004 года.
23 фев. 2010
Я очень плохо воспринимаю то, что не работает, у нас в регионе пытались обучать нас дяденьки из Новосибирска, оказалось ИП не попадают под его действия, потом в обязательном порядке мы прошли обучение. выдали нам бумажки для отчетности сидите работайте, так это надо иметь лишнего человека, чтобы все заполнить.Мы сидим пишим отчеты, а ИП сделки делают и никакой отчетности. Теперь прочитав все что изложила Татьяна, я точно знаю никакой отчетности - все понулям или 2999999. А ведь сама по себе проблема не пройдет. я буду на конгрессе по недвижимости, но только вот в какую секцию с этой ппроблемой вклиниться? А материал и у нас есть, выписали одной нашей фирме тоже штраф, сейчас дело в арбитраже областном....
"Debes,ergo potes"- когда это выражение стали забывать,Римская империя быстро оказалась в руках варваров.
23 фев. 2010
Алена Papsueva писал(а):
А ведь сама по себе проблема не пройдет. Я буду на конгрессе по недвижимости, но только вот в какую секцию с этой проблемой вклиниться? А материал и у нас есть, выписали одной нашей фирме тоже штраф, сейчас дело в арбитраже областном....

Алена, спасибо за понимание и поддержку!
А про какой конгресс Вы говорите? Не про эту конференцию?
24 февряля 2010 года проводят международную конференцию: "Рынок недвижимости - пути модернизации" и приглашают принять участие в качестве докладчиков всех, кто готов и кому есть чем поделиться.
В программе работы международной конференции - пленарное заседание и 4 сессии: 1. Состояние и тенденции рынка недвижимости. 2. Зарубежный и российский опыт управления компаниями на современном этапе. 3. Рынок покупателя - трансформация подходов. 4. Изменения на рынке рекламных услуг – тенденции развития. Маркетинг профессиональных услуг.
Если эта, то, наверное, в первую.
Я могу по электронке прислать материал, который подготовила для кассационной жалобы, может пригодиться.
23 фев. 2010
Алена Papsueva писал(а):
Я очень плохо воспринимаю то, что не работает

В том то и дело. Почему некоторые (законотворители) считают, что только они умные, а остальные идиоты и ничего не понимают.
Зачем Риэлтору тратить свое драгоценное время на то, ЧТО НЕ РАБОТАЕТ!
Может, повторюсь, но не работает принцип ВСЕОБЩНОСТИ ЗАКОННОСТИ, когда под действие закона должны подпадать все.

Не всякая сделка с недвижимым имуществом по цене, равной или превышающей 3.000.000 рублей либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3.000.000 рублей, или превышающей ее, попадет под контроль уполномоченного органа:
Например, если такая сделка с недвижимым имуществом совершена сторонами сделки самостоятельно, без привлечения третьих лиц, или сделка совершена при посредничестве организации, организационно - правовая форма которой – индивидуальный предприниматель, или сделка прошла через организацию, которая не включена в список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, то она не попадет под контроль. Я уже не говорю о сделках, которые не попадают под контроль, потому что организация, через которую проведена сделка, не встала на учет в Росфинмониторинг, или сделка прошла через организацию, которая скрывает свои доходы.

Почему в целях закона №115-ФЗ не задействованы органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, тогда бы уж точно все сделки с недвижимым имуществом попали под контроль и функции контроля осуществлял бы, как положено, государственный орган.

На мой взгляд, есть еще один ПОФИГИЗМ в законе:

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст.50 п.1 Конституции РФ).
Если исходить с позиций Росфинмониторинга, то, например, по одной ипотечной сделке с недвижимым имуществом по цене, равной или превышающей 3.000.000 рублей, либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3.000.000 рублей, или превышающей ее, будут обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения все организации, имеющие какое-либо отношение к этой сделке (ст.7 п.1.4 закона №115-ФЗ):
• риэлторская организация (оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделки) (ст. 5 закона №115-ФЗ);
• нотариус, если сделка по соглашению сторон подлежит нотариальному удостоверению (ст. 163 ГК РФ, ст.7.1 п.1 закона №115-ФЗ);
• кредитная организация, в которой кредитуется клиент по ипотечной сделке (ст. 5 закона №115-ФЗ);
• страховая организация, в которой клиент по условиям кредитующего банка страхует недвижимость по ипотечной сделке (Информационное письмо Федеральной службы страхового надзора от 5.06.08г. №3119/03-04).

То есть, в нашем примере, сразу от 4-х организаций должны поступить в уполномоченный орган одинаковые сведения по одной и той же сделке.

Допустим, что ни одна из этих организаций по каким-либо причинам такие сведения по сделке в уполномоченный орган не представит. Уполномоченный орган проверит все 4 организации и должен применить ко всем 4-м организациям административное наказание за одно и то же административное правонарушение (четырежды).
24 фев. 2010
Татьяна Парк недвижимости писал(а):
Алена Papsueva писал(а):
[/color]
[b]Почему в целях закона №115-ФЗ не задействованы органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, тогда бы уж точно все сделки с недвижимым имуществом попали под контроль и функции контроля осуществлял бы, как положено, государственный орган.


Безусловно. Странно, что отчитываться должны все, кроме органа регистрации. Нет в законодательстве и содержания понятия "посредническая деятельность при операциях с недвижимым имуществом". Можно ли назвать вашу работу по упомянутой сделке посреднической деятельности при операциях с недвижимым имуществом в полном объеме, или это только попытка совершить посреднические действия, которые в силу определенных причин не были вами завершены и о деталях совершенной уже без вас сделки вы и не можете знать. А если показали квартиру, продавец увидел покупателя, а затем они совершили сделку напрямую, без риэлторов, тоже будет предъявляться претензия?
Эти положения закона в первую очередь осложняют работу малого риэлторского бизнеса, фактически не соответствует декларируемым властью заботам о нем. А эффективность включения риэлторов в выполнение государственных функций до сих пор никому не известна. Нужна бы статья в читаемой газете. По общению со многими чиновниками, видно, что большинство из них не понимает содержания нашей работы.
24 фев. 2010
west писал(а):
Безусловно. Странно, что отчитываться должны все, кроме органа регистрации.
... эффективность включения риэлторов в выполнение государственных функций до сих пор никому не известна.
Нужна бы статья в читаемой газете.
По общению со многими чиновниками, видно, что большинство из них не понимает содержания нашей работы.

"west", спасибо за понимание!
Если Алена поднимет этот вопрос на конгрессе по недвижимости, про который она выше упомянула, - уже тоже что-то!
Посмотрим, какой результат будет по 3-ей инстанции у нас.
Одно знаю точно, что надо сообща отстаивать свои законные права. Нельзя попустительствовать сложившейся практике в судах.
Я, например, особенно последнее время, когда слушаю, что кто-то осужден, то о-очень сомневаюсь, что осужден справедливо. Не зря ведь у нас смертную казнь отменили: Сколько бы невинно осужденных при сложившемся "ПРАВОСУДИИ" погубили. А мы ведь не задумываемся, нам все некогда, пока нас самих не коснется.

Это как про годы репрессий моя мама рассказывала: Она работала на почте. У них был начальником почты замечательный человек. Его все очень уважали. А когда его арестовали и объявили врагом народа, то все, и моя мама в том числе, подумали: Надо же как хитро "скрывался", даже никто и не заметил. Главное, что моя мама до наших дней считала (да она вообще не рассказывала про это, остался страх от тех времен, когда люди боялись лишнее слово сказать), что начальника почты тогда справедливо арестовали, как врага народа. Уже когда в наши дни открыто осудили сталинские репрессии, она смогла понять, что произошло на самом деле. И она тогда очень много вспомнила хорошего про этого человека.
Это я к тому, что, возможно и суд 3-ей инстанции не снимет с нас незаконное обвинение. Молва об этом среди риэлторов в городе быстро распространится. Ведь кому-то это на руку. Скажут, поделом, закон надо исполнять. Ведь в суть никто вникать не будет. Деловая репутация подмочена. Еще одним конкурентом меньше.

Не туда ли мы снова покатимся назад в годы сталинских репрессий со своим безразличием ко всему, что вокруг нас происходит? Хотя я уже ощущаю по отзывам, что не всё так мрачно. Я воспряла от поддержки моих коллег. Меня понимают! Это о-очень много!
24 фев. 2010
west писал(а):
Нет в законодательстве и содержания понятия "посредническая деятельность при операциях с недвижимым имуществом". Можно ли назвать вашу работу по упомянутой сделке посреднической деятельностью при операциях с недвижимым имуществом ..?
Эти положения закона, в первую очередь, осложняют работу малого риэлторского бизнеса, фактически не соответствуют декларируемым властью заботам о нем.

И я того же мнения:
Еще один принцип законности нарушен в законе №115-ФЗ: Единство законности.

При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

Закон №115-ФЗ не содержит определения понятия «посреднические услуги». К тому же, в РФ не принят закон о риэлторской деятельности. Отсюда произвольное и противоречивое толкование норм закона.

1). Посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлтерская деятельность) - это осуществляемая юридическими лицами на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по доверенности) деятельность по совершению от его имени и за его счет либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтересованного лица гражданско-правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них (постатейный комментарий к ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» А.Н. Королев, О.В. Плешакова)

2). К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, комментируемый Закон относит также организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Под данной формулировкой подразумеваются риелторские фирмы - профессиональные посредники на рынке купли-продажи жилья. К функциям риелторских организаций относятся подбор вариантов купли-продажи недвижимости для продавцов и покупателей, помощь в заключении сделок купли-продажи, организация продажи недвижимости по поручению других участников рынка недвижимости, участие в организации проведения торгов по реализации недвижимости, на которую обращено взыскание.
Стоит отметить, что имеющаяся в настоящем Законе формулировка исключает из сферы регулирования комментируемого Закона индивидуальных риелторов (постатейный комментарий к ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» А.Н. Кайль, Е.М. Бондарев)

Пока нет единой государственной политики в регулировании риэлторской деятельности, есть только сложившаяся практика в отдельных регионах, в отдельных риэлторских организациях.
Пока нет единого подхода к понятиям отдельных видов риэлторской деятельности: деятельность риэлтора в качестве агента; деятельность риэлтора в качестве брокера, деятельность риэлтора в качестве дилера, деятельность риэлтора в качестве посредника; деятельность риэлтора по организации торговли недвижимым имуществом, деятельность риэлтора по доверительному управлению недвижимым имуществом, деятельность риэлтора по предоставлению информационных и консультационных услуг, услуг по изучению конъюнктуры рынка, иных возмездных услуг, сопутствующих гражданскому обороту имущества.
Риэлтор вправе осуществлять любой из видов риэлторской деятельности, без каких-либо ограничений.

По-разному протекают ипотечные сделки в разных банках и в разных регионах страны. Поэтому не всегда и не везде создаются определенные условия, обеспечивающие выполнение обязанностей, предусмотренных законом №115-ФЗ.

Процесс разрушения законности начинается с грубых нарушений Конституции РФ – основного закона государства, имеющего наивысшую юридическую силу.
25 фев. 2010
Алена Papsueva писал(а):
... А материал и у нас есть, выписали одной нашей фирме тоже штраф, сейчас дело в арбитраже областном....

Хочу поделиться имеющимся "опытом". На отдельные моменты обратите внимание, важно!
1-ое заседание в Арбитражном суде.
В назначенное время судья вышел из своего кабинета и пригласил нас в свой кабинет.
В кабинете (зал судебных заседаний) были трое: судья и мы: я - в качестве представителя от организации по доверенности и директор нашего агентства. Секретаря, заметьте, не было. Не было и представителя ответчика.
Уже из Определения о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и о назначении судебного заседания было понятно, что будет 2 в 1-ом: то есть
1). Собеседование (Действия по подготовке дела к судебному разбирательству, статья 135 АПК РФ), разбирательство в предварительном судебном заседании (Предварительное судебное заседание статья 136 АПК РФ) назначалось на 11.00 часов
2). Судебное заседание арбитражного суда сразу было назначено на 11.20 часов того же дня.
В статье 137 АПК РФ есть такой пункт (4): Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Обратите на это внимание: Вы вправе возразить против продолжения рассмотрения дела на этапе предварительного судебного заседания, если ответчик на нем не присутствует. У вас будет пауза, чтобы принять какие-то меры и решить как построить свое выступление в отсутствие ответчика.
Воспользуйтесь положениями статьи 11 АПК РФ Гласность судебного разбирательства: делайте заметки по ходу судебного заседания, фиксируйте его с помощью средств звукозаписи.
Привлекайте (ходатайство) в дело третьих лиц, которые могут выступить на Вашей стороне (статья 51 АПК РФ)

У меня, как у представителя истца, проверили документы, подтверждающие мои полномочия и удостоверяющие личность: паспорт и доверенность.
Оригиналы представленных суду копий документов у меня были с собой, но так и не понадобились.
Директора нашего, как будто и не было на первом заседаниии: Его полномочия не проверялись и в составленный впоследствии судьей протокол судебного заседания присутствующий директор не был вписан, хотя ему предоставлялось слово, имеется ли у него что добавить к мною сказанному.
Наше заявление не зачитывалось, что отсутствуют представители ответчика и по какой причине - вообще умалчивалось: Зачем, разве итак не видно, что их нет!?

Про то, как нас исытывали на испуг, я уже описала раньше, когда перед нами потрясли толстой пачкой документов, якобы судебной практикой по аналогичным судебным делам и, якобы, вся судебная практика в пользу Росфинмониторинга.

А что Вы можете предоставить суду? Мне предоставили слово. И тогда меня "понесло": я проговаривала один аргумент в защиту нарушенных прав за другим. Судья только вставлял короткие реплики.
Я видела, что из изначально (как мне показалось) агрессивно настроенного к нам человека, который имел намерения закрыть наше дело в 5 минут, он превращался в человека, который проникся к нам симпатией и уважением. Я не буду это утверждать, так как я не экстрасенс, чтобы читать его мысли и чувства, но я явно ощущала это. Судья меня не перебивал и не останавливал. Он дал мне высказаться. Уточнил ссылки на законодательные акты, в которых я, естественно, путалась (я ведь с ними постоянно не работала, да к тому же я все-таки волновалась ), но все они у меня были выписаны и зафиксированы на бумаге.

Что ж, подитожил судья, я обязую явиться представителей ответчика в суд и пусть они сами ответят на все Ваши доводы и доказательства. Советую, сказал он, нанять адвоката.
Судебное заседание перенесли:
Вот какое определение вынес судья:
Рассмотрение дела в судебном заседании отложить (дата, время)
Суд предлагает представителям сторон представить дополнительные пояснения по делу с учетом позиций, озвученных в ходе судебного заседания, в том числе: представителю ответчика представить мотивированное обоснование применения санкции в размере, превышающем минимальный размер штрафа, установленного ст.15.27 КоАП РФ, с учетом всех фактических обстоятельств дела.
Явка сторон признана обязательной.


Впоследствии, я ознакомилась с материалами дела: в протоколе 1-ого судебного заседания было несколько строчек, формально обозначенных, наличие которых в протоколе обязательно. То, что мы устно излагали на суде, нигде не фиксировалось и не упоминалось: Просто: выступил представитель истца. Протокол, как таковой, в суде носит формальный характер.
Так что все свои заявления, доводы, выступления в суде фиксируйте обязательно в письменном виде и приобщайте к делу. (Статья 81 АПК РФ Объяснения лиц, участвующих в деле).
Права и обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 41 АПК РФ)
Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей