22 сентября 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации внешняя ссылка опубликован текст Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 N 933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт вступает в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Таким образом, датой начала действия Постановления N 933 является 30 сентября 2016 г.
Постановление N 933 вносит изменения в ранее принятые акты Правительства РФ, регламентирующие как организацию, так и осуществление внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). В частности, существенные изменения вносятся в Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667. Кроме того, изменено и дополнено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденное Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209.
Внесение изменений в вышеназванные акты Правительства Российской Федерации обусловлено необходимостью приведения их в соответствие с положениями редакции Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившей в законную силу с 10.01.2016. Напомним, основные новеллы данной редакции Федерального закона N 115-ФЗ: - предусмотрена новая разновидность клиента - иностранная структура без образования юридического лица, - введено соответствующее понятие, и установлены соответствующие требования к идентификации; - расширен перечень документов, которые можно требовать от клиентов при проведении идентификации - обязанность по документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган сведений обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, распространена на всех субъектов ПОД/ФТ (ранее это было обязательно только для кредитных организаций, а также некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России); - закреплены общие положения о порядке формирования и доведения до сведения кредитных организаций, а также некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России, так называемого «черного списка отказников».
Однако для реализации ряда положений Федерального закона N 115-ФЗ в редакции от 10.01.2016 требовалось внесение изменений в подзаконные акты, что и было сделано рассматриваемым Постановлением N 933 спустя всего лишь восемь месяцев. Рассмотрим подробнее содержание изменений и дополнений, вступающих в силу с 30.09.2016.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 Можно выделить следующие принципиальные и важные изменения. 1) Установлено, что «Руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации». Данное дополнение устанавливает конкретное лицо, которое отвечает за содержание правил внутреннего контроля и сроки их актуализации в соответствии с изменениями законодательства. Отметим, что давно устоявшейся практикой является привлечение к административной ответственности (в т.ч. за несоответствие содержания правил внутреннего контроля требованиям законодательства) именно руководящих должностных лиц. «Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами». Наконец-то, спустя более чем 15 лет с даты принятия Федерального закона N 115-ФЗ, на уровне нормативно-правового акта установлен срок, в течение которого субъекты ПОД/ФТ, не поднадзорные Банку России, должны скорректировать и актуализировать свои правила внутреннего контроля (напомним, что Банк России установил для поднадзорных ему некредитных финансовых организаций соответствующий срок (три месяца) 01.03.2015, когда вступило в силу Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П)). Ранее Росфинмониторинг, ссылаясь на отсутствие законодательного регулирования данного вопроса, неоднократно рекомендовал субъектам ПОД/ФТ вносить в свои правила внутреннего контроля соответствующие изменения в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу изменений, влияющих на содержание правил внутреннего контроля, в Федеральный закон № 115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ (Информационное письмо Росфинмониторинга от 03.09.2012 N 20, Информационное сообщение от 17.05.2016). Таким образом, ранее действующие рекомендации Росфинмониторинга в настоящее время транслированы в нормативно-правовой акт Правительства РФ, претерпев незначительные изменения: вместо 30 дней установлен срок в один месяц. Можем лишь приветствовать закрепление на законодательном уровне предельных сроков актуализации правил внутреннего контроля, поскольку ранее на практике имели место случаи, когда надзорный орган при проведении проверки квалифицировал в качестве неисполнения законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля (ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ) невнесение корректировок в правила внутреннего контроля незамедлительно после вступления в законную силу изменений законодательства.
Пример такой ситуации мы неоднократно приводили нашим слушателям в ходе проведения целевых инструктажей по ПОД/ФТ. Так, в частности, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу по итогам проведения проверки деятельности агентства недвижимости в Акте проверки от 30.06.2015 помимо иных выявленных нарушений указало, что «на момент проведения проверки общество использует в работе правила внутреннего контроля от 01.01.2015. Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как не приведены в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом № 140 от 08.06.2015». Арбитражный суд, рассматривая заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности виде административного штрафа в размере 50 000 руб., указал, что «Обществом используются в работе правила внутреннего контроля от 01.01.2015, однако, данные правила не соответствуют действующему законодательству, поскольку не приведены в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ». В постановлении суда апелляционной инстанции указано следующее: «По мнению общества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 общество самостоятельно определяет срок внесения изменений во внутренние правила, если такой срок не указан в нормативно-правовом акте, которым внесены соответствующие изменения. Согласно программе организации внутреннего контроля общества такие изменения вносятся в течение 30 дней с момента вступления в законную силу нормативно-правового акта. Таким образом, обязанность по приведению в соответствие правил внутреннего контроля могла быть исполнена в срок до 09.07.2015. Однако документы, по итогам изучения которых выявлено вмененное нарушение, представлены на проверку до истечения указанного срока – 25.06.2015. Указанный довод общества не принимается судом апелляционной инстанции. В соответствующем нормативно-правовом акте, на который ссылается заявитель, отсутствует положение, предусматривающее право организации самостоятельно определять срок приведения правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством. Изменения в Закон № 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 08.06.2015 №140-ФЗ, вступившим в законную силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации внешняя ссылка - 08.06.2015). На момент проверки указанные изменения действовали, однако обществом в правилах внутреннего контроля не учтены». Суд кассационной инстанции прекратил производство по жалобе, сославшись на то, что в рассматриваемом случае судебные акты не могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции. В настоящее время жалоба агентства недвижимости принята к рассмотрению Верховным Судом Российской Федерации.
2) Еще одним нововведением является указание на то, что правила внутреннего контроля должны быть оформлены на бумажном носителе. Ранее в ходе проведения целевых инструктажей по ПОД/ФТ мы неоднократно указывали нашим слушателям на парадоксальное отсутствие закрепления в законодательстве требований к форме такого важного документа как правила внутреннего контроля.
3) Внесены многочисленные изменения в требования к содержанию программы идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев. Изменения в большинстве своем носят технический и стилистический характер, направлены на устранение неточностей в формулировках.
4) Конкретизированы и дополнены требования к содержанию иных программ осуществления внутреннего контроля: - программы, регламентирующей порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции; - программы, регламентирующей порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом; - программы, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 Главным изменением является указание на необходимость представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона. Иные изменения касаются устранения неточностей в формулировках и уточнения отсылок к конкретным положениям Федерального закона N 115-ФЗ. Следующим шагом для обеспечения возможности реализации на практике обязанности субъектов ПОД/ФТ информировать уполномоченный орган о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции должно стать внесение изменений: в Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с последующей регистрацией в Министерстве юстиции); в Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 N 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению».
НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ Для субъектов ПОД/ФТ не поднадзорных Банку России при определении предельного срока внесения изменений в правила внутреннего контроля теперь следует руководствоваться положениями пункта 1(1) Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667. Таким образом, актуализировать правила внутреннего контроля следует в срок не позднее 01 ноября 2016 года (рекомендуем не позднее 30 октября 2016 года).
НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ВНУТРЕННЕЕ ОБУЧЕНИЕ Законодательством не установлены сроки проведения дополнительного инструктажа при изменении действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих ПВК. Поэтому, целесообразно проводить такой инструктаж в максимально короткие сроки. Рекомендуем провести дополнительный инструктаж в срок до 05 октября 2016 г.
Действующее законодательство не требует издания какого-либо распорядительного акта (приказа или распоряжения) для проведения внутреннего обучения в сфере ПОД/ФТ. Таким образом, достаточно оформить документ, подтверждающий факт проведения обучения, содержащий указание на дату проведения соответствующего инструктажа, его тематику, а также подпись сотрудника, прошедшего обучение.
ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПОД/ФТ 29.08.2016 вступили в силу отдельные положения Приказа Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» 01.09.2016 вступила в силу новая редакция Федерального закона N 115-ФЗ Об этих и иных изменениях законодательства в сфере ПОД/ФТ мы рассказали 06 сентября 2016 г. НА БЕСПЛАТНОМ ВЕБИНАРЕ «ОБЗОР НОВОСТЕЙ И СОБЫТИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА», Ознакомиться с записью вебинара можно по ссылке: ./https://www.youtube.com/watch?v=Kb0RZHJiJsg
Консультант по вопросам финансового мониторинга и ПОД/ФТ. Тел. 89603177388
ВНИМАНИЕ! ПОДОЗРЕВАЮТСЯ В ПРИЧАСТНОСТИ К ТЕРРОРИЗМУ!
В личных кабинетах пользователей на сайте Росфинмониторинга 08.12.2016 размещены 9 решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма. На заседании от 05.12.2016 (протокол № 6 от 05.12.2016) были приняты решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества: - 76 граждан Кыргызской Республики - двух граждан Узбекистана; - пяти граждан Российской Федерации; - одно лицо без указания гражданства.
Особую внимательность рекомендуем проявить субъектам ПОД/ФТ, осуществляющим деятельность в республике Дагестан, а также городах Орел и Москва.
Консультант по вопросам финансового мониторинга и ПОД/ФТ. Тел. 89603177388
Что курили,уважаемый? На этом форуме бывшие домохозяйки мнят себя значимыми фигурами на рынке недвижимости, соревнуясь в троллинге и изображая из себя известных юристов, которые не разу в суде не были, но точно знают, что все судом закончится. Текст не читал, но автора осуждаю. Вы риелтор или врач- строитель- юрист?
08 декабря 2017 г. вступили в силу изменения в Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58).
Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2017 N 1439.
Кого касаются изменения? Что изменилось? Что нужно сделать?
Читайте на нашем сайте внешняя ссылка
Консультант по вопросам финансового мониторинга и ПОД/ФТ. Тел. 89603177388
Выполнение обязанностей по противодействию ФРОМУ прямо зависит от наличия соответствующего перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения. Однако, спустя три месяца Перечень по РОМУ все еще не опубликован.
По просьбе абонентов, ЮЦ «Догма» направил в Росфинмониторинг запрос, о том, как же при таких обстоятельствах следует выполнять соответствующие обязанности.
Выполнение обязанностей по противодействию ФРОМУ прямо зависит от наличия соответствующего перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения
Выполнение обязанностей по противодействию ФРОМУ прямо зависит от наличия соответствующего перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения
Это все о риэлторах?
К сожалению, да. Каким боком - не спрашивайте. Выполняем международные стандарты.
Консультант по вопросам финансового мониторинга и ПОД/ФТ. Тел. 89603177388
30 октября 2018 года на сайте Росфинмониторинга опубликовано Информационное сообщение от 18 октября 2018 г. «О порядке представления информации в Росфинмониторинг».
С 21 октября 2018 года не допускается направление отчетов в Росфинмониторинг посредством ПО АРМ «Организация-М», а также любым иным способом кроме использования личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.
7 ноября 2018 г. в личных кабинетах субъектов ПОД/ФТ на сайте Росфинмониторинга размещена первая редакция Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Спустя несколько часов после этого была размещена уточненная редакция Перечня, которую и следует использовать в работе субъектам ПОД/ФТ.
Что нужно сделать сейчас?