Жилищный вклад. К чему бы это? 27 / 507
Как инвестировать в недвижимость, в какие квартиры стоит вложить деньги, а во что не стоит. Как получить максимальный доход от арендного бизнеса в коммерческой недвижимости или от квартиры купленной с инвестиционными целями. Как управлять вложениями в доходную недвижимость.
17 мар.
Из статьи следует, что речь пока точно не про Сбер.
"Жилищные сбережения предварительно готовы запустить в Банке ДОМ.РФ,"
Понятно что готовится новый инструмент. Цель этого законопроекта смутно вырисовывается. Что то готовится.
"Жилищные сбережения предварительно готовы запустить в Банке ДОМ.РФ,"
Понятно что готовится новый инструмент. Цель этого законопроекта смутно вырисовывается. Что то готовится.
Последний раз редактировалось Соль 17.03.24, 10:23, всего редактировалось 1 раз.
17 мар.
17.03.24, 09:23Сергей Румянцев писал(а):Мне это выглядит как попытка поддержать строительную отрасль. С позиции гос чиновников, в первую очередь это интересы государства. А всевозможные инициативы лишь разновидность инструментов. Не думаю что наши сограждане массово будут вкладывать свои денежки в этот проект. Есть риски.16.03.24, 23:57Соль писал(а):Согласно законопроекту, договор жилищных сбережений можно открыть не менее чем на год. Средства с него разрешат использовать только для приобретения жилья или финансирования договоров в долевом строительстве.
Те кто рассчитывал в перспективе покупать, переложатся в такие вклады с расчётом снизить процент по ипотеке. Деньги замораживаются.
Эскроу делает то же самое, но уже после покупки.
Пока конечно выгодны обычные вклады под хороший процент. Проценты могут срезать в любой момент.
17 мар.
внешняя ссылка Проект Федерального закона N 461846-8 "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"16.03.24, 23:57Соль писал(а):правительство подготовило положительный отзыв на законопроект, регулирующий продукт, сообщил «Известиям» источник в кабмине. В ЦБ также поддерживают инициативу, сообщили редакции в Банке России.
Согласно законопроекту, ...
Заключение Правового управления ГД по ссылке внешняя ссылка или под спойлером
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аппарат
Государственной Думы__
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ул. Охотный ряд, д. 1, Москва, 103265
Тел. 8 (495) 692-42-58
E-mail: внешняя ссылка
Комитет Государственной Думы
по финансовому рынку
[REGNUMDATESTAMP]
По поручению Совета Государственной Думы
от 22.01.2024 (протокол № 147, пункт 85)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 461846-8 «О стимулировании жилищных
сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы
А.Г.Аксаковым, сенатором Российской Федерации Н.А.Журавлевым
(первое чтение)
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон
от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о
банках) с целью введения нового вида вклада, размещаемого на основании
договора жилищных сбережений, а также предусматривается, что на данный
вклад распространяется система обязательного страхования вкладов в банках
Российской Федерации, установленная Федеральным законом от 23.12.2003
№ 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее –
Закон о страховании вкладов). Кроме этого устанавливается обязанность
кредитной организации в период действия договора жилищных сбережений при
обращении вкладчика заключить с ним договор кредита (ипотечного кредита)
на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму,
превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений.
Из определения, содержащегося в первом абзаце проектируемой статьи
363 Закона о банках, следует, что договор жилищных сбережений не относится
к смешанному договору, содержащему элементы договора банковского вклада
(статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК) и
2
0219461846-8.145
предварительного кредитного договора на улучшение жилищных условий, с
элементами опциона на его заключение (статьи 429, 4292 и 819 ГК), поскольку
не все существенные условия кредитного договора включены в договор
жилищных сбережений, а является самостоятельным видом договора
банковского вклада (статья 837 ГК), что потребует внесения соответствующих
изменений в главу 44 ГК.
Часть 4 проектируемой статьи 363 Закона о банках содержит перечень
оснований, при наличии которых кредитная организация вправе отказаться от
предоставления вкладчику кредита (ипотечного кредита), к которым относится,
например, наличие у кредитной организации информации о превышении
значения показателя долговой нагрузки заемщика. В этой связи обращаем
внимание на статью 821 ГК, предусматривающую возможность кредитора
отказаться от предоставления заемщику кредита не только полностью, но и
частично. Также не урегулирован вопрос о последствиях отказа кредитной
организации от предоставления кредита (ипотечного кредита).
Учитывая, что финансовая устойчивость системы страхования вкладов
обеспечивается в том числе средствами федерального бюджета, которые
являются одним из источников формирования фонда обязательного
страхования вкладов (статьи 34 и 41 Закона о страховании вкладов),
предлагаемая законопроектом выплата возмещения по вкладу, размещенному
на основании договора жилищных сбережений, в повышенном размере (не
более 10 млн.рублей) может потребовать дополнительных расходов
федерального бюджета. В этой связи обращаем внимание на пункт 2 статьи 83
Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующий условия
выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных
обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение
существующих видов расходных обязательств.
Кроме этого обращаем внимание на отклоненный Государственной
Думой 14.06.2023 проект федерального закона № 990997-7 «О стимулировании
3
0219461846-8.145
жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», который по своему
содержанию схож с проектом федерального закона № 461846-8.
Исполняющий обязанности
начальника управления А.Ю.Стешин
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аппарат
Государственной Думы__
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ул. Охотный ряд, д. 1, Москва, 103265
Тел. 8 (495) 692-42-58
E-mail: внешняя ссылка
Комитет Государственной Думы
по финансовому рынку
[REGNUMDATESTAMP]
По поручению Совета Государственной Думы
от 22.01.2024 (протокол № 147, пункт 85)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 461846-8 «О стимулировании жилищных
сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы
А.Г.Аксаковым, сенатором Российской Федерации Н.А.Журавлевым
(первое чтение)
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон
от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о
банках) с целью введения нового вида вклада, размещаемого на основании
договора жилищных сбережений, а также предусматривается, что на данный
вклад распространяется система обязательного страхования вкладов в банках
Российской Федерации, установленная Федеральным законом от 23.12.2003
№ 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее –
Закон о страховании вкладов). Кроме этого устанавливается обязанность
кредитной организации в период действия договора жилищных сбережений при
обращении вкладчика заключить с ним договор кредита (ипотечного кредита)
на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму,
превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений.
Из определения, содержащегося в первом абзаце проектируемой статьи
363 Закона о банках, следует, что договор жилищных сбережений не относится
к смешанному договору, содержащему элементы договора банковского вклада
(статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК) и
2
0219461846-8.145
предварительного кредитного договора на улучшение жилищных условий, с
элементами опциона на его заключение (статьи 429, 4292 и 819 ГК), поскольку
не все существенные условия кредитного договора включены в договор
жилищных сбережений, а является самостоятельным видом договора
банковского вклада (статья 837 ГК), что потребует внесения соответствующих
изменений в главу 44 ГК.
Часть 4 проектируемой статьи 363 Закона о банках содержит перечень
оснований, при наличии которых кредитная организация вправе отказаться от
предоставления вкладчику кредита (ипотечного кредита), к которым относится,
например, наличие у кредитной организации информации о превышении
значения показателя долговой нагрузки заемщика. В этой связи обращаем
внимание на статью 821 ГК, предусматривающую возможность кредитора
отказаться от предоставления заемщику кредита не только полностью, но и
частично. Также не урегулирован вопрос о последствиях отказа кредитной
организации от предоставления кредита (ипотечного кредита).
Учитывая, что финансовая устойчивость системы страхования вкладов
обеспечивается в том числе средствами федерального бюджета, которые
являются одним из источников формирования фонда обязательного
страхования вкладов (статьи 34 и 41 Закона о страховании вкладов),
предлагаемая законопроектом выплата возмещения по вкладу, размещенному
на основании договора жилищных сбережений, в повышенном размере (не
более 10 млн.рублей) может потребовать дополнительных расходов
федерального бюджета. В этой связи обращаем внимание на пункт 2 статьи 83
Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующий условия
выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных
обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение
существующих видов расходных обязательств.
Кроме этого обращаем внимание на отклоненный Государственной
Думой 14.06.2023 проект федерального закона № 990997-7 «О стимулировании
3
0219461846-8.145
жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», который по своему
содержанию схож с проектом федерального закона № 461846-8.
Исполняющий обязанности
начальника управления А.Ю.Стешин
Проект
N 461846-8
Внесен депутатом
Государственной Думы
А.Г. Аксаковым, сенатором
Российской Федерации
Н.А. Журавлевым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492) дополнить статьей 36.3 следующего содержания:
"Статья 36.3. Договор жилищных сбережений
По договору жилищных сбережений кредитная организация обязуется принимать поступающие от вкладчика денежные средства, либо денежные средства, поступающие в пользу вкладчика от третьего лица, выплачивать проценты на них, а также возвратить вкладчику сумму сбережений (денежные средства и проценты на них) путем направления ее по распоряжению вкладчика на оплату приобретаемого жилого помещения или финансирования участия вкладчика в долевом строительстве, индивидуальном жилищном строительстве (далее при совместном упоминании - улучшение жилищных условий). Вкладчиком по договору жилищных сбережений может являться только физическое лицо. Срок договора жилищных сбережений не может быть менее одного года.
В период действия договора жилищных сбережений при обращении вкладчика кредитная организация обязана заключить с ним договор кредита (ипотечного кредита) на цели, указанные в части первой настоящей статьи, на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму, превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений. Обращение вкладчика в кредитную организацию в период действия договора жилищных сбережений в целях заключения с ним договор кредита (ипотечного кредита) является правом такого вкладчика. Такой договор кредита (ипотечного кредита) не является публичным договором. Условия кредитования вкладчика могут быть предусмотрены в договоре жилищных сбережений.
До предоставления кредита (ипотечного кредита), предусмотренного условиями кредитования, содержащимися в договоре жилищных сбережений, вкладчик вправе отказаться от получения такого кредита и требовать от кредитной организации направления суммы денежных средств в размере сбережений по договору жилищных сбережений, а также процентов, начисленных в соответствии с частью пятой настоящей статьи, в иную кредитную организацию в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по договору кредита (ипотечного кредита), заключенному в целях, указанных в части первой настоящей статьи.
Кредитная организация вправе отказаться от заключения с вкладчиком договора кредита (ипотечного кредита) либо отказаться от предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) по следующим основаниям:
1) наличие у кредитной организации информации о просроченной задолженности вкладчика, имевшей место в течение одного года, предшествующего дате обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора ипотечного кредита (дате предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита), длительностью более 30 календарных дней, сумма которой составляет 30 000 рублей и более, если такая информация подтверждается сведениями, содержащимися в кредитном отчете;
2) возбуждение в отношении вкладчика исполнительного производства, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) составляет 30 000 рублей и более;
3) возбуждение производства по делу о банкротстве вкладчика, которое на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) не было прекращено;
4) нахождение вкладчика в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо если в отношении вкладчика на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) имеются достаточные основания подозревать его причастность к террористической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) наличие у кредитной организации информации о превышении значения показателя долговой нагрузки заемщика, указанного в части 5 статьи 5.1 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита);
6) несоответствие вкладчика и (или) имущества, предоставляемого им в обеспечение исполнения обязательств по договору кредита (ипотечного кредита), требованиям, предусмотренным в договоре жилищных сбережений (при наличии таких требований в договоре жилищных сбережений), на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита);
7) несоблюдение условий, при наступлении которых в соответствии с договором жилищных сбережений у вкладчика в период действия договора жилищных сбережений возникает право на обращение в кредитную организацию в целях заключения договора кредита (ипотечного кредита) или предоставления кредита (ипотечного кредита) (при наличии таких условий в договоре жилищных сбережений).
Проценты по договору жилищных сбережений начисляются ежегодно и увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты. Указанные проценты выплачиваются в конце срока действия договора либо при направлении денежных средств на оплату улучшения жилищных условий вкладчика (в том числе при направлении в иную кредитную организацию в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по договору кредита (ипотечного кредита), заключенному в целях, указанных в части первой настоящей статьи) в соответствии с условиями договора жилищных сбережений.
В случае если при прекращении (в том числе досрочном) договора жилищных сбережений по требованию вкладчика денежные средства не направлены на оплату улучшения жилищных условий вкладчика в соответствии с частью первой настоящей статьи, в том числе не направлены иной кредитной организации в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по договору кредита (ипотечного кредита), заключенному в целях, указанных в части первой настоящей статьи, проценты по вкладу выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов по вкладам до востребования.
К отношениям сторон по договору жилищных сбережений применяются правила законодательства о порядке информирования физических лиц об условиях заключаемых договоров банковского вклада, а также правила гражданского законодательства о договоре банковского вклада с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029) следующие изменения:
1) в пунктах 2 и 4 статьи 2 слова "договора банковского вклада или договора банковского счета" заменить словами "договора банковского вклада, договора банковского счета или договора жилищных сбережений";
2) часть 3 статьи 11 после слов "предусмотренных статьей 13.10 настоящего Федерального закона," дополнить словами "вкладов, размещенных на основании договора жилищных сбережений";
3) в статье 13.3:
а) в абзаце первом части 1 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1";
б) в части 4 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1";
4) дополнить статьей 13.10-1 следующего содержания:
"Статья 13.10-1. Особенности страхования денежных средств, размещенных на основании договора жилищных сбережений
1. Возмещение по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вклада на день наступления страхового случая, но не более 10 млн. рублей.
2. Выплата возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, осуществляется путем перечисления соответствующих денежных средств на вклад, открытый в другом банке на основании договора жилищных сбережений. При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, наряду с документами, указанными в части 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, представляется копия договора жилищных сбережений, заключенного с другим банком.
3. Размер возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, рассчитывается на день наступления страхового случая, и выплачивается отдельно от возмещения по иным вкладам с учетом положения части 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. Если вкладчик имеет несколько вкладов, размещенных на основании договора жилищных сбережений, в одном банке, суммарный размер обязательств которого по таким вкладам превышает 10 млн. рублей, возмещение выплачивается по каждому из этих вкладов пропорционально их размерам, но в совокупности не более 10 млн. рублей.
5. Денежные средства, размещенные на основании договора жилищных сбережений, подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, в период со дня их размещения в банке до истечения трех месяцев с даты истечения срока возврата клиенту суммы вклада.
6. Выплата возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, производится Агентством в течение одного месяца со дня представления вкладчиком в Агентство заявления, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.";
5) в статье 13.11:
а) в абзаце первом части 6 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1";
б) в части 8 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ
СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию подпункта "а" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023 N Пр-528, согласно которому Правительству Российской Федерации совместно с Банком России поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для запуска программы долгосрочных сбережений граждан.
Законопроект предусматривает введение в оборот договора жилищных сбережений. По договору жилищных сбережений кредитная организация обязуется принимать поступающие от вкладчика денежные средства, либо денежные средства, поступающие в пользу вкладчика от третьего лица, выплачивать проценты на них, а также возвратить вкладчику сумму сбережений (денежные средства и проценты на них) путем направления ее по распоряжению вкладчика на оплату приобретаемого жилого помещения или финансирования участия вкладчика в долевом строительстве, индивидуальном жилищном строительстве (далее при совместном упоминании - улучшение жилищных условий).
В период действия договора жилищных сбережений вкладчик вправе обратиться в кредитную организацию в целях заключения договора кредита для целей улучшения жилищных условий на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму, превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений. В случае заключения договора кредита размер первоначального взноса участника программы жилищных сбережений, как представляется, может составлять 50% и более, что существенно повышает качество кредита и способствует снижению процентной ставки.
Договор жилищных сбережений может быть отнесен к смешанным договорам (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в нем содержатся элементы договора вклада (ст. 837 ГК РФ) и предварительного договора о предоставлении целевого кредита на улучшение жилищных условий (ст. 429 ГК РФ). Аналогичные договоры, в частности, получили закрепление в законодательстве Германии, Австрии, Франции, Испании, Польши, Венгрии, Чехии и других стран.
Запуск системы жилищных сбережений является механизмом обеспечения "выращивания" ипотечных заемщиков. В рамках нее гражданин сможет накапливать средства для первоначального взноса по договору кредита, что позволит сформировать прогнозируемый будущий спрос на ипотечные банковские продукты.
Механизм жилищных сбережений позволит максимально широко вовлечь население в реализацию жилищных программ при одновременном формировании отложенного спроса на жилую недвижимость со стороны граждан.
Экономическое значение использования жилищных сбережений в программах обеспечения граждан жильем, в частности, состоит в следующем:
- создается надежный "банковский" механизм аккумулирования и сбережения сбережений (первичных взносов) на приобретение жилья;
- значительно возрастает доля сбережений граждан, что способствует замедлению темпов инфляции;
- длительный срок сбережений позволяет кредитным организациям лучше оценить платежеспособность будущих заемщиков и значительно повысить качество предоставляемых кредитов;
- накапливаемый банковским сектором инвестиционный ресурс используется в целях ускоренного развития строительного сектора, для банковской системы долгосрочные жилищные сбережения граждан являются источником длинных пассивов;
- искореняются иждивенческие настроения, основанные на ожидании предоставления жилья на безвозмездной основе или беспроцентного кредита (без каких-либо усилий либо целенаправленных действий со стороны гражданина).
Законопроект предусматривает раздельное страхование денежных средств граждан по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, и по иным вкладам клиента в том же банке. Таким образом, вне зависимости от размера остатка средства на иных счетах средства участника жилищно-сберегательной программы будут застрахованы.
В законодательстве ряда стран предусмотрена также государственная поддержка вкладчиков по договорам, аналогичным договорам жилищных сбережений, которая осуществляется путем перечисления целевых субсидий на банковские счета последних. Тем самым государство создает макроэкономические условия для стимулирования сбережений граждан, увеличения кредитного потенциала банковской системы, снижения инфляции, решения жилищной проблемы.
Законопроект не предусматривает прямой поддержки вкладчиков за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках вводимой законопроектом жилищно-сберегательной программы возможна реализация региональных программ поддержки жилищных сбережений, что является одним из прямых инструментов выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года". Обозначенные в Указе Президента Российской Федерации цели по обеспечению доступным жильем семей со средним достатком за счет полуторакратного наращивания объемов жилищного строительства и дальнейшего снижения ипотечной ставки требуют прорывного роста как предложения жилья, так и платежеспособного спроса на него на фоне снижающихся реальных доходов населения. Работая над реализацией "майских" указов в части повышения доступности жилищного кредитования для населения с невысоким уровнем доходов, ряд субъектов Российской Федерации уже начали прорабатывать в "пилотных" режимах различные варианты формирования региональных ипотечно-накопительных систем с государственной поддержкой (подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, а также положения Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года N 2242-р и ранее действовавшей ипотечной Стратегии-2030). Такая работа по внедрению локальных ипотечно-накопительных программ, например, в Краснодарском крае и Республике Башкортостан, позволила обеспечить ипотечную ставку по ипотечным кредитам на уровне 6 - 7% годовых.
Распространение наработанного опыта на региональных и федеральном уровнях позволит обеспечить стабильно низкие ипотечные ставки для населения (неизменные даже при возможном росте рыночных ставок в будущем). Долгосрочный характер жилищных сбережений позволяет эффективно увязывать ипотечно-накопительную программу с проектами массового строительства жилья в рамках комплексного освоения территорий (значительный опыт в этом направлении с 2003 года достигнут в Республике Казахстан, в ряде субъектов Российской Федерации также имеются отдельные наработки в этом направлении). Кроме того, стимулирование (премирование) сбережений граждан со стороны государства является гораздо более эффективной мерой с экономической точки зрения по сравнению с традиционными видами субсидирования первоначального взноса и/или части процентной ставки по ипотечным кредитам населения. Так, например, в Республике Башкортостан обеспечена беспрецедентная, по сравнению с ранее действовавшими программами субсидирования первоначального взноса или процентной ставки отдача от бюджетной поддержки: на 1 рубль средств республиканского бюджета привлечено более 16 рублей внебюджетных средств (сбережения населения и банковские кредиты). В случае субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам мультипликатор бюджетной поддержки значительно ниже и находится в диапазоне от 5 до 10 единиц в зависимости от срока субсидирования.
Реализация региональных программ поддержки жилищных сбережений выявила ряд правовых проблем, которые призван устранить законопроект.
В частности, имеют место ситуации, когда после окончания периода сбережения и выхода на кредитный этап кредитная организация отказывает гражданину в выдаче ипотечного кредита по причине существенного ухудшения его материального положения. Указанные ограничения установлены в законодательстве, гражданин должен заранее понимать, что в силу определенных причин не сможет получить кредит.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ
СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Введение в действие проекта Федерального закона "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не приведет к увеличению расходов бюджетной системы. субъекты Российской Федерации в рамках мер по организационному и финансовому обеспечению развития жилищного строительства и кредитования, накопления денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, а также иных мер социальной поддержки населения могут реализовать программы поддержки жилищных сбережений. Законами субъектов федерации на очередной финансовый год и на плановый период могут быть предусмотрены социальные выплаты гражданам Российской Федерации, заключающим договоры жилищных сбережений с целью приобретения жилого помещения, финансирования участия в долевом строительстве, индивидуального жилищного строительства или иного улучшения жилищных условий, в том числе гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ
ГРАЖДАН И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
N 461846-8
Внесен депутатом
Государственной Думы
А.Г. Аксаковым, сенатором
Российской Федерации
Н.А. Журавлевым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492) дополнить статьей 36.3 следующего содержания:
"Статья 36.3. Договор жилищных сбережений
По договору жилищных сбережений кредитная организация обязуется принимать поступающие от вкладчика денежные средства, либо денежные средства, поступающие в пользу вкладчика от третьего лица, выплачивать проценты на них, а также возвратить вкладчику сумму сбережений (денежные средства и проценты на них) путем направления ее по распоряжению вкладчика на оплату приобретаемого жилого помещения или финансирования участия вкладчика в долевом строительстве, индивидуальном жилищном строительстве (далее при совместном упоминании - улучшение жилищных условий). Вкладчиком по договору жилищных сбережений может являться только физическое лицо. Срок договора жилищных сбережений не может быть менее одного года.
В период действия договора жилищных сбережений при обращении вкладчика кредитная организация обязана заключить с ним договор кредита (ипотечного кредита) на цели, указанные в части первой настоящей статьи, на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму, превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений. Обращение вкладчика в кредитную организацию в период действия договора жилищных сбережений в целях заключения с ним договор кредита (ипотечного кредита) является правом такого вкладчика. Такой договор кредита (ипотечного кредита) не является публичным договором. Условия кредитования вкладчика могут быть предусмотрены в договоре жилищных сбережений.
До предоставления кредита (ипотечного кредита), предусмотренного условиями кредитования, содержащимися в договоре жилищных сбережений, вкладчик вправе отказаться от получения такого кредита и требовать от кредитной организации направления суммы денежных средств в размере сбережений по договору жилищных сбережений, а также процентов, начисленных в соответствии с частью пятой настоящей статьи, в иную кредитную организацию в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по договору кредита (ипотечного кредита), заключенному в целях, указанных в части первой настоящей статьи.
Кредитная организация вправе отказаться от заключения с вкладчиком договора кредита (ипотечного кредита) либо отказаться от предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) по следующим основаниям:
1) наличие у кредитной организации информации о просроченной задолженности вкладчика, имевшей место в течение одного года, предшествующего дате обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора ипотечного кредита (дате предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита), длительностью более 30 календарных дней, сумма которой составляет 30 000 рублей и более, если такая информация подтверждается сведениями, содержащимися в кредитном отчете;
2) возбуждение в отношении вкладчика исполнительного производства, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) составляет 30 000 рублей и более;
3) возбуждение производства по делу о банкротстве вкладчика, которое на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) не было прекращено;
4) нахождение вкладчика в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо если в отношении вкладчика на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита) имеются достаточные основания подозревать его причастность к террористической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) наличие у кредитной организации информации о превышении значения показателя долговой нагрузки заемщика, указанного в части 5 статьи 5.1 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита);
6) несоответствие вкладчика и (или) имущества, предоставляемого им в обеспечение исполнения обязательств по договору кредита (ипотечного кредита), требованиям, предусмотренным в договоре жилищных сбережений (при наличии таких требований в договоре жилищных сбережений), на дату обращения вкладчика в кредитную организацию в целях заключения с ним договора кредита (ипотечного кредита) (дату предоставления предусмотренного договором кредита (ипотечного кредита);
7) несоблюдение условий, при наступлении которых в соответствии с договором жилищных сбережений у вкладчика в период действия договора жилищных сбережений возникает право на обращение в кредитную организацию в целях заключения договора кредита (ипотечного кредита) или предоставления кредита (ипотечного кредита) (при наличии таких условий в договоре жилищных сбережений).
Проценты по договору жилищных сбережений начисляются ежегодно и увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты. Указанные проценты выплачиваются в конце срока действия договора либо при направлении денежных средств на оплату улучшения жилищных условий вкладчика (в том числе при направлении в иную кредитную организацию в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по договору кредита (ипотечного кредита), заключенному в целях, указанных в части первой настоящей статьи) в соответствии с условиями договора жилищных сбережений.
В случае если при прекращении (в том числе досрочном) договора жилищных сбережений по требованию вкладчика денежные средства не направлены на оплату улучшения жилищных условий вкладчика в соответствии с частью первой настоящей статьи, в том числе не направлены иной кредитной организации в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по договору кредита (ипотечного кредита), заключенному в целях, указанных в части первой настоящей статьи, проценты по вкладу выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов по вкладам до востребования.
К отношениям сторон по договору жилищных сбережений применяются правила законодательства о порядке информирования физических лиц об условиях заключаемых договоров банковского вклада, а также правила гражданского законодательства о договоре банковского вклада с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029) следующие изменения:
1) в пунктах 2 и 4 статьи 2 слова "договора банковского вклада или договора банковского счета" заменить словами "договора банковского вклада, договора банковского счета или договора жилищных сбережений";
2) часть 3 статьи 11 после слов "предусмотренных статьей 13.10 настоящего Федерального закона," дополнить словами "вкладов, размещенных на основании договора жилищных сбережений";
3) в статье 13.3:
а) в абзаце первом части 1 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1";
б) в части 4 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1";
4) дополнить статьей 13.10-1 следующего содержания:
"Статья 13.10-1. Особенности страхования денежных средств, размещенных на основании договора жилищных сбережений
1. Возмещение по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вклада на день наступления страхового случая, но не более 10 млн. рублей.
2. Выплата возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, осуществляется путем перечисления соответствующих денежных средств на вклад, открытый в другом банке на основании договора жилищных сбережений. При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, наряду с документами, указанными в части 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, представляется копия договора жилищных сбережений, заключенного с другим банком.
3. Размер возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, рассчитывается на день наступления страхового случая, и выплачивается отдельно от возмещения по иным вкладам с учетом положения части 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. Если вкладчик имеет несколько вкладов, размещенных на основании договора жилищных сбережений, в одном банке, суммарный размер обязательств которого по таким вкладам превышает 10 млн. рублей, возмещение выплачивается по каждому из этих вкладов пропорционально их размерам, но в совокупности не более 10 млн. рублей.
5. Денежные средства, размещенные на основании договора жилищных сбережений, подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, в период со дня их размещения в банке до истечения трех месяцев с даты истечения срока возврата клиенту суммы вклада.
6. Выплата возмещения по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, производится Агентством в течение одного месяца со дня представления вкладчиком в Агентство заявления, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.";
5) в статье 13.11:
а) в абзаце первом части 6 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1";
б) в части 8 слова "и 13.10" заменить словами "13.10 и 13.10-1".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ
СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию подпункта "а" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023 N Пр-528, согласно которому Правительству Российской Федерации совместно с Банком России поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для запуска программы долгосрочных сбережений граждан.
Законопроект предусматривает введение в оборот договора жилищных сбережений. По договору жилищных сбережений кредитная организация обязуется принимать поступающие от вкладчика денежные средства, либо денежные средства, поступающие в пользу вкладчика от третьего лица, выплачивать проценты на них, а также возвратить вкладчику сумму сбережений (денежные средства и проценты на них) путем направления ее по распоряжению вкладчика на оплату приобретаемого жилого помещения или финансирования участия вкладчика в долевом строительстве, индивидуальном жилищном строительстве (далее при совместном упоминании - улучшение жилищных условий).
В период действия договора жилищных сбережений вкладчик вправе обратиться в кредитную организацию в целях заключения договора кредита для целей улучшения жилищных условий на необходимую для оплаты улучшения жилищных условий вкладчика сумму, превышающую размер сбережений по договору жилищных сбережений. В случае заключения договора кредита размер первоначального взноса участника программы жилищных сбережений, как представляется, может составлять 50% и более, что существенно повышает качество кредита и способствует снижению процентной ставки.
Договор жилищных сбережений может быть отнесен к смешанным договорам (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в нем содержатся элементы договора вклада (ст. 837 ГК РФ) и предварительного договора о предоставлении целевого кредита на улучшение жилищных условий (ст. 429 ГК РФ). Аналогичные договоры, в частности, получили закрепление в законодательстве Германии, Австрии, Франции, Испании, Польши, Венгрии, Чехии и других стран.
Запуск системы жилищных сбережений является механизмом обеспечения "выращивания" ипотечных заемщиков. В рамках нее гражданин сможет накапливать средства для первоначального взноса по договору кредита, что позволит сформировать прогнозируемый будущий спрос на ипотечные банковские продукты.
Механизм жилищных сбережений позволит максимально широко вовлечь население в реализацию жилищных программ при одновременном формировании отложенного спроса на жилую недвижимость со стороны граждан.
Экономическое значение использования жилищных сбережений в программах обеспечения граждан жильем, в частности, состоит в следующем:
- создается надежный "банковский" механизм аккумулирования и сбережения сбережений (первичных взносов) на приобретение жилья;
- значительно возрастает доля сбережений граждан, что способствует замедлению темпов инфляции;
- длительный срок сбережений позволяет кредитным организациям лучше оценить платежеспособность будущих заемщиков и значительно повысить качество предоставляемых кредитов;
- накапливаемый банковским сектором инвестиционный ресурс используется в целях ускоренного развития строительного сектора, для банковской системы долгосрочные жилищные сбережения граждан являются источником длинных пассивов;
- искореняются иждивенческие настроения, основанные на ожидании предоставления жилья на безвозмездной основе или беспроцентного кредита (без каких-либо усилий либо целенаправленных действий со стороны гражданина).
Законопроект предусматривает раздельное страхование денежных средств граждан по вкладу, размещенному на основании договора жилищных сбережений, и по иным вкладам клиента в том же банке. Таким образом, вне зависимости от размера остатка средства на иных счетах средства участника жилищно-сберегательной программы будут застрахованы.
В законодательстве ряда стран предусмотрена также государственная поддержка вкладчиков по договорам, аналогичным договорам жилищных сбережений, которая осуществляется путем перечисления целевых субсидий на банковские счета последних. Тем самым государство создает макроэкономические условия для стимулирования сбережений граждан, увеличения кредитного потенциала банковской системы, снижения инфляции, решения жилищной проблемы.
Законопроект не предусматривает прямой поддержки вкладчиков за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках вводимой законопроектом жилищно-сберегательной программы возможна реализация региональных программ поддержки жилищных сбережений, что является одним из прямых инструментов выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года". Обозначенные в Указе Президента Российской Федерации цели по обеспечению доступным жильем семей со средним достатком за счет полуторакратного наращивания объемов жилищного строительства и дальнейшего снижения ипотечной ставки требуют прорывного роста как предложения жилья, так и платежеспособного спроса на него на фоне снижающихся реальных доходов населения. Работая над реализацией "майских" указов в части повышения доступности жилищного кредитования для населения с невысоким уровнем доходов, ряд субъектов Российской Федерации уже начали прорабатывать в "пилотных" режимах различные варианты формирования региональных ипотечно-накопительных систем с государственной поддержкой (подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, а также положения Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года N 2242-р и ранее действовавшей ипотечной Стратегии-2030). Такая работа по внедрению локальных ипотечно-накопительных программ, например, в Краснодарском крае и Республике Башкортостан, позволила обеспечить ипотечную ставку по ипотечным кредитам на уровне 6 - 7% годовых.
Распространение наработанного опыта на региональных и федеральном уровнях позволит обеспечить стабильно низкие ипотечные ставки для населения (неизменные даже при возможном росте рыночных ставок в будущем). Долгосрочный характер жилищных сбережений позволяет эффективно увязывать ипотечно-накопительную программу с проектами массового строительства жилья в рамках комплексного освоения территорий (значительный опыт в этом направлении с 2003 года достигнут в Республике Казахстан, в ряде субъектов Российской Федерации также имеются отдельные наработки в этом направлении). Кроме того, стимулирование (премирование) сбережений граждан со стороны государства является гораздо более эффективной мерой с экономической точки зрения по сравнению с традиционными видами субсидирования первоначального взноса и/или части процентной ставки по ипотечным кредитам населения. Так, например, в Республике Башкортостан обеспечена беспрецедентная, по сравнению с ранее действовавшими программами субсидирования первоначального взноса или процентной ставки отдача от бюджетной поддержки: на 1 рубль средств республиканского бюджета привлечено более 16 рублей внебюджетных средств (сбережения населения и банковские кредиты). В случае субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам мультипликатор бюджетной поддержки значительно ниже и находится в диапазоне от 5 до 10 единиц в зависимости от срока субсидирования.
Реализация региональных программ поддержки жилищных сбережений выявила ряд правовых проблем, которые призван устранить законопроект.
В частности, имеют место ситуации, когда после окончания периода сбережения и выхода на кредитный этап кредитная организация отказывает гражданину в выдаче ипотечного кредита по причине существенного ухудшения его материального положения. Указанные ограничения установлены в законодательстве, гражданин должен заранее понимать, что в силу определенных причин не сможет получить кредит.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ
СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Введение в действие проекта Федерального закона "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не приведет к увеличению расходов бюджетной системы. субъекты Российской Федерации в рамках мер по организационному и финансовому обеспечению развития жилищного строительства и кредитования, накопления денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, а также иных мер социальной поддержки населения могут реализовать программы поддержки жилищных сбережений. Законами субъектов федерации на очередной финансовый год и на плановый период могут быть предусмотрены социальные выплаты гражданам Российской Федерации, заключающим договоры жилищных сбережений с целью приобретения жилого помещения, финансирования участия в долевом строительстве, индивидуального жилищного строительства или иного улучшения жилищных условий, в том числе гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТИМУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ
ГРАЖДАН И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О стимулировании жилищных сбережений граждан и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
17 мар.
В первую очередь - интересы крупных застройщиков, и лишь потом - государства.17.03.24, 09:23Сергей Румянцев писал(а):Мне это выглядит как попытка поддержать строительную отрасль. С позиции гос чиновников, в первую очередь это интересы государства. А всевозможные инициативы лишь разновидность инструментов. Не думаю что наши сограждане массово будут вкладывать свои денежки в этот проект. Есть риски.
17 мар.
Подобные вклады элемент развития финансового рынка, станет больше длинных денег для стройки, будут расти доходы для банков. В шоколаде будут все, ведь вкладчики тоже пойдут на такой вклад ради повышенных процентов, либо для таких целевых вкладов будет отменен налог на процентный доход.
Дождемся подробных условии, не хочется быть в режиме додумывания и предположении.
Дождемся подробных условии, не хочется быть в режиме додумывания и предположении.
Хорошо тому кто в своём дому !
18 мар.
Решили наши правители саккумулировать денюжки сограждан, чтобы не тратили зазря оные...)))
Похоже на то, что шухер какой-то намечается...
Похоже на то, что шухер какой-то намечается...
Алео хе полис...
06 окт.
Опять пытаются реанимировать идею жилищно-накопительных вкладов.16.03.24, 23:57Соль писал(а):внешняя ссылка ЦБР поддержал идею запуска жилищных депозитов в России, сообщили «Известиям» в регуляторе. Это целевой вклад для накопления первоначального взноса по ипотеке — направить средства можно будет только на погашение ссуды на недвижимость.
Как возможно жилищное или пенсионное накопление в рублях при высокой инфляции ?
МОСКВА, 6 окт - внешняя ссылка Закон о жилищно-накопительных вкладах будет принят в конце этого года и вступит в силу весной 2025 года, рассказал в интервью РИА Новости председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
В апреле Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в России нового вида вкладов – они будут открываться на основании договора жилищных сбережений, а по его окончании направляться на улучшение жилищных условий вкладчика. Вкладчиком по нему может быть только физлицо, а срок действия - не менее одного года.
По такому договору банк будет принимать от вкладчика денежные средства, начислять на них проценты, а потом направлять накопленные сбережения по распоряжению вкладчика на покупку жилья или финансирование его участия в долевом или индивидуальном жилищном строительстве.
06 окт.
Идея запуска жилищных депозитов в России, поддержанная Центробанком и правительством, является новым финансовым продуктом для накопления первоначального взноса по ипотеке. Вкладчики смогут открывать такие депозиты на срок от года, а деньги будут использоваться только на покупку жилья или финансирование долевого строительства. Важной особенностью является страхование средств на сумму до 10 млн рублей, что значительно превышает стандартное страховое покрытие обычных вкладов (1,4 млн рублей).16.03.24, 23:57Соль писал(а):внешняя ссылка ... v-v-rossii
Центробанк поддержал идею запуска жилищных депозитов в России, сообщили «Известиям» в регуляторе. Это целевой вклад для накопления первоначального взноса по ипотеке — направить средства можно будет только на погашение ссуды на недвижимость. Средства вкладчиков застрахуют на сумму до 10 млн рублей, а открыть депозит можно будет сроком от года. В начале недели инициативу одобрило правительство. В финансовых организациях заявили «Известиям», что заинтересованы в запуске жилищного вклада. Ставки по нему могут быть выше, а условия оформления ипотеки в дальнейшем — выгоднее. Будет ли популярен этот инструмент и кому он подойдет — в материале «Известий»
… приводится только часть текста
Жилищные вклады могут быть выгоднее по ставкам, чем стандартные депозиты, и банки могут предложить скидки на ипотечные ставки или улучшенные условия первоначального взноса. Однако эксперты отмечают, что рост цен на недвижимость может опережать доходность таких вкладов, и выгоды для клиентов не всегда очевидны.
Несмотря на поддержку этой инициативы, есть вопросы о том, насколько данный продукт будет востребованным на фоне экономической неопределенности и возможных изменений в условиях льготной ипотеки. Например, программа льготной ипотеки под 8% завершается в 2024 году, и ее условия могут быть пересмотрены, что повлияет на привлекательность жилищных депозитов  .
Вопрос о том, стоит ли участвовать в жилищных депозитах, зависит от нескольких факторов:
1. Ваши финансовые цели. Если вы планируете накопить на первоначальный взнос для ипотеки, жилищный депозит может быть интересным вариантом. Этот продукт защищен на сумму до 10 млн рублей, что гораздо выше стандартных депозитов, и банки могут предложить выгодные ставки по ипотеке в будущем. Однако не стоит забывать, что накопленные проценты могут не успеть покрыть рост цен на недвижимость, что снижает общую выгоду.
2. Рост цен на недвижимость. За последние годы цены на недвижимость в России росли быстрее, чем процентные ставки по депозитам. Это может привести к ситуации, когда накопленные деньги теряют свою покупательную способность, если рост цен на жилье превзойдет доходы от вклада.
3. Гибкость программы. Средства можно будет переводить в другие банки для погашения ипотеки, но если вы планируете срочную покупку, изменения на ипотечном рынке (например, завершение программы льготной ипотеки) могут повлиять на условия и выгоду.
4. Экономическая ситуация. Ставки по вкладам и ипотекам зависят от ключевой ставки Центробанка. При её изменении возможны корректировки условий, что добавляет неопределенности.
Итог: жилищные депозиты могут быть полезны, если вы готовы накопить деньги на конкретную цель — первый взнос по ипотеке — и не торопитесь с покупкой жилья. Однако стоит учитывать динамику цен на недвижимость и возможные изменения в ипотечных программах 
Так что основной риск участия в этом, мало прогнозируемая ситуация с ценами, инфляцией, ликвидностью рынка, и возможная, в связи с вышесказанным, резкая смена приоритетов.
Иными словами, на мой неискушенный взгляд, все это смахивает на историю с автомобильным
Всеросийским альянсом в исполнении Березовского)))
С ув.ваш Кэп
Последний раз редактировалось Станиславович 06.10.24, 11:51, всего редактировалось 1 раз.
06 окт.
смысл непонятен. депозит чем хуже?
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: andrey94385, Bing [Bot] и 10 гостей