Доверительная иерархия. Статья. 4 / 576

Поговорим о чем-нибудь другом, не трогая работу и не напрягая коллег на профессиональные темы. Не единым риэлторством жив человек)
12 фев. 2011
Церковь и общество: Доверительная иерархия

Патриарх Кирилл все два года своего патриаршества подводит общество к мысли о гарантированности и надежности сотрудничества с Церковью. При нем православие в России становится объектом стратегических инвестиций — и как традиционная, поддерживаемая большинством идеология, и как нравственный фундамент для собственной деятельности, и как аутентичный для местной среды социокультурный ресурс.

Русская православная церковь за последние два года успела приобрести набор характеристик, приоритетных для ее потенциальных партнеров и союзников в светской среде — тех, для кого церковная проблематика долгое время была terra incognita. Система церковного менеджмента и общий курс развития Церкви с точки зрения постановки задач и достигаемых результатов сегодня уже могут убедить даже секулярно настроенных сограждан, но склонных при этом к трезвым и непредвзятым оценкам, в выгодности взаимодействия с Церковью — с точки зрения и персональной, и общественной конъюнктуры. Если подойти к этой системе с набором критериев измерения динамики и продуктивности работы, можно встретить неожиданные даже для самой церковной среды результаты.

В Церкви идут не особенно очевидные для внешнего мира и невооруженного глаза внутренние перемены, обнаружить которые, однако, в состоянии среднестатистический инвестиционный аналитик. Основной вектор этих перемен, заданный 16-м Московским патриархом с момента своей интронизации 1 февраля 2009 г., — оптимизация всей церковной управленческой системы с целью отсечения издержек и получения максимальной «прибыли». В данном случае «прибыль» измеряется степенью эффективности работы церковных структур в плане их воздействия на общество, духовного окормления существующей паствы и привлечения новой. В Православной церкви с ее устойчивой консервативностью, незыблемой статичностью вертикальной иерархии любые перемены предпринять непросто. На этом фоне тем более выделяются инициативы патриарха Кирилла по созданию гибкой системы взаимодействия синодальных структур — церковных «министерств», их профильной специализации — и одновременно выработке единых системных стандартов церковной деятельности, выстраиванию более четкой системы отношений между центром и епархиями.

Гибкость оптимизируемой церковной модели проявляется и в привлечении мирян к вопросам принятия общецерковных решений — через механизм Межсоборного присутствия, нового для Русской церкви совещательного инструмента. Церковь расширяет границы собственной открытости — через впервые предпринятую попытку вынести на публичное обсуждение проекты документов, которые были на днях приняты Межсоборным присутствием. Сбор и учет поправок блогеров и интернет-пользователей к документам, касающимся актуальных вопросов церковной жизни, — неожиданный опыт для Церкви, традиционно выносящей эти вопросы лишь на консолидированный суд епископата (за исключением вопроса об избрании патриарха, который решает Поместный собор). Публичное пространство и общественное мнение, в основном весьма безапелляционное в оценках религиозных процессов, и есть в данном случае сфера, в которой проводится «церковное IPO». Здесь же можно упомянуть и про общецерковный суд — недавно внедренный механизм рассмотрения спорных и неканонических ситуаций церковной жизни.

Организуя свою общественную практику, Церковь стремится заручиться доверием максимального числа социальных групп, от мигрантов и спортивных фанатов до учителей, финансистов и медиаменеджеров, через публичный диалог и взаимодействие с каждой из них. Рейтинг доверия к Церкви традиционно высок, и ее моральный авторитет у большинства населения, по данным опросов, устойчив — несмотря на отклики в адрес «клерикальной экспансии», которую духовенство интенсивно проводит в последние годы. Православная общественность постепенно избавляется от оттенка маргинальности, особенно свойственного ей в 1990-е гг., осваивает правозащитную риторику при разговоре о личных религиозных правах и настаивает на существовании собственных гражданских интересов.

В кадровой политике Церкви налицо ориентация священноначалия на молодые кадры, образованное духовенство и мирян с качественным богословским и светским образованием, социальное мировоззрение и запросы которых сформировались уже в новейший период истории. Православный истеблишмент сегодня упрочен молодыми профессионалами, некоторые из них специально приглашены патриархом из регионов — после реализации успешных проектов в епархиях. Для новой кадровой прослойки церковного менеджмента характерны те же амбиции в отношении будущего Церкви, что и для ее предстоятеля. В этом плане патриарх Кирилл закладывает базу собственного кадрового резерва — его инициативная политика должна иметь гарантированные перспективы.

Предстоятель Русской церкви уделяет внимание и GR-политике, подтверждение чему и недавний закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, и развитие эксперимента по преподаванию в школе «Основ религиозных культур и светской этики», и появление в армии капелланов. GR-активность Церкви вызывает у несогласных то оторопь, то возмущение, но тем не менее факты налицо: патриаршей команде удается защищать на государственном уровне интересы собственной референтной группы — православного большинства населения всей страны.

Идейная основа модернизации в России, как правило, остается размытой для большинства тех, кто втянут в эту дискуссию и сосредоточен в основном на механизмах и параметрах, скорости самого модернизационного процесса. Церковь сейчас внутри самой себя вырабатывает сценарий «сдержанной» модернизации — по «царскому», срединному пути. Традиционализм остается априорным в процессе движения церковной организации навстречу назревшим переменам, самообновление системы происходит без ущерба для ее фундамента. В этом смысле Церковь при патриархе Кирилле может предложить обществу личный модернизационный потенциал — опору на долговременную каноническую традицию и одновременное умение адаптировать в собственной структуре инновационные методы развития.

Елена Жосул- заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета
Ведомости, 11.02.2011, 24 (2790)

:?: :?: :?:
12 фев. 2011
Роман, это все к чему? Может это возрастное? :D
12 фев. 2011
От редактора: Максимизируй ближнего своего

11.02.2011, Ведомости
Ко второй годовщине интронизации патриарха Московского Кирилла нам прислали статью (Е.Жосул "Доверительная иерархия"), и мы решили ее напечатать. Обычно мы так не делаем — статьи заказываются авторам и отбираются к публикации за актуальность и качество, а не потому, что у кого-то юбилей. В юбилей лучше поднять тост за именинника, чем публиковать в его честь написанный пиарщиком текст. Но этот документ, по-моему, заслуживает публикации.

В статье нет информации, есть только язык — чистая стихия именования. Успехи церкви за отчетный период состоят, таким образом, в наречении старых вещей новыми именами, выбранными в произвольном порядке из русско-английского словаря. У церкви есть менеджмент, и он оптимизирует управленческую систему, он модернизирует все вокруг, снижает издержки и максимизирует прибыль. Церковь, кроме того, становится объектом стратегических инвестиций как «аутентичный для местной среды социокультурный ресурс». Одновременно церковь еще и выходит на IPO. И вводит новую политику транспарентности (межсоборное присутствие) по отношению к инвесторам.

Так не говорят даже на Уолл-стрит, но если так пишут православные пиарщики, то, наверное, священноначалию (т. е. священноменеджменту!) хочется выглядеть в глазах будущих прихожан (т. е. перспективных инвесторов) по-деловому. Не мне судить, насколько действенна эта стратегия. Я думал, бизнесу, доказавшему во время кризиса, насколько бесчеловечным он может быть, есть чему поучиться у церкви. Но выходит, наоборот. Может быть, это блестящая стратегия.

Да и сам текст полезен как назидательное чтение для всех, кто пишет о реформах и составляет речи президентам и министрам. Я много раз слышал выступления чиновников, состоящие из «гринфилдов», «оптимизации» и «транспарентности», и не мог ничего понять. Прочтите эту статью о «церковном IPO» и почувствуйте — именно так представители России часто выглядят на форуме в Давосе и на других международных конференциях. Говоря вежливо, выглядят как жонглеры словами.

А что же этот текст говорит о самой церкви? Кому, как не церковным людям, знать, насколько весомыми бывают слова? Именем можно помочь и вдохновить, а можно смутить и запутать. Я как часть «референтной паствы» хотел бы от церкви первого и не хотел бы второго.

Вместо того чтобы слушать на полуанглийском языке об «эффективности работы церковных структур», я бы хотел услышать на русском языке службу — хотя бы иногда, чтобы всем, кто приходит в храм, было ясно, что за песнопениями есть и вполне определенное и древнее послание. Я хотел бы на русском языке услышать мнение человека опытного в духовной жизни о том, как нам добиться общественного мира в многонациональной стране. В России трудно живется среднему человеку. У него очень мало друзей и много врагов. Он каждый день сталкивается с несправедливостью, жестокостью и ненавистью. А часто и сам передает ненависть дальше по цепочке. Средний человек видит немыслимое воровство, преступления и полную безнаказанность так называемой элиты. И он благодаря телевизору знает, что многие ее представители являются, так сказать, «стратегическими прихожанами» церкви. Средний человек в России не доверяет другому среднему человеку — у нас показатель недоверия один из самых высоких в мире. Заняться бы возвращением доверия ближнего и его, так сказать, «максимизацией».

Российское общество нужно лечить от множества болезней. Многие из этих болезней, кстати, связаны с безжалостной «оптимизацией» и жестоким «менеджментом», вполне обычным в царстве мамоны. Нужно ли церкви учиться у бизнеса или бизнесу — у церкви? Я думаю, последнее все-таки вернее. Православная церковь могла бы быть одним из врачей общества. Было бы утешением видеть, что она хотя бы стремится им быть.

М.Труболюбов, редактор отдела «Комментарии»
14 фев. 2011
Алексей Слесарев писал(а):
Роман, это все к чему? Может это возрастное? :D

Это кому вопрос?

По теме: мне ближе точка зрения М.Труболюбова, редактора отдела «Комментарии».
Моё глубокое убеждение: высшие церковные иерархи в первую очередь должны быть молитвенниками, а не "эффективными менеджерами".
"Удивил - победил". А.В.Суворов
Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: I1s и 17 гостей