Госдума и Налог на роскошь 11 / 1178

Главный форум риэлторов Москвы. Секреты московского рынка недвижимости. Как купить и продать квартиру в Москве МАКСИМАЛЬНО выгодно и безопасно. Предельно откровенно о реальной стоимости услуг риэлторов и случайных людях в профессии. Как выбрать агента и агентство. Для просмотра базы квартир и другой недвижимости Москвы перейдите по ссылке.
12 мая 2010
Госдума обсуждает поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение налога на роскошь
Госдума обсуждает поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение налога на роскошь. Несмотря на то, что понятие роскоши у нас детально не разработано, депутаты-«справороссы», внесшие законопроект, предлагают считать роскошью автомобили дороже 2 млн руб. и квартиры дороже 15 млн руб. Ну, если автомобили – еще куда ни шло, то определение роскошных квартир смущает. Под него, например, подпадают практически все московские четырехкомнатные квартиры даже в спальных районах, а также многие трехкомнатные из тех, где площадь побольше.
Вон, значит, сколько людей живет у нас в роскоши! Не менее четверти, а то и треть населения Москвы. Что-то «справороссы» не учли в цифрах. Вряд ли такая поправка добавит им популярности (а ведь именно на нее законопроект и рассчитан, а?).
Авторы поправок ссылаются на международный опыт: различные налоги на роскошь существует в ряде штатов США, Великобритании, Франции, Италии и других странах. Депутаты предлагают считать предметами роскоши дома, квартиры, дачи и вообще любую недвижимость стоимостью от 15 млн руб.
Эксперты же полагают, что на практике такой закон приведет только к усилению коррупции. Добрые дяди за взятки будут занижать оценочную стоимость имущества, на том сердце и успокоится. Дорогие автомобили будут слегка бить или царапать гвоздем в незаметном месте, чтобы понизить их стоимость, а потом перепродавать друг другу по смешным ценам. Да и записывать их станут не на себя, а, как у нас принято, на жен, тещ, собак или пчел. В итоге окажется, что ни у кого ничего нет, каждый гол, как сокол, и ничего родному государству не должен.
Между тем сторонники законопроекта надеются, что он пополнит дефицитный бюджет. Ну, это они зря: не родился еще тот законопроект, который заставил бы наших нуворишей поделиться. Люди они далеко не глупые, натренированные во всяких схемах по уклонению и сокрытию, свободно дрейфуют по офшорным зонам и налоговым оазисам, и выход, конечно, найдут. Их миллиарды останутся с ними.
Налог предлагается прогрессивный: при стоимости машины от 2 до 20 млн руб. налог на нее составит 1%. Если дороже – то 3% в год, а если 50 млн или еще больше – уже 5%. Вполне себе щадящие цифры, можно уплатить и особо не обеднеть. Но есть сомнения, что даже и их захотят перечислять.
Какие еще у нас есть предметы роскоши? Конечно, яхты, самолеты и вертолеты. Но с ними все совсем просто: они могут быть зарегистрированы в налоговых гаванях, базироваться по документам в чужих морях, а к нам только заходить погостить. Голыми руками их не возьмешь.
Законопроект в нынешнем виде обречен, считают эксперты. Тем более уже существует прогрессивный налог на недвижимость, а все владельцы машин платят транспортный налог. Двойное же налогообложение запрещено. Другое дело, что в Минфине продолжают разрабатывать методологию рыночной оценки имущества. А значит, налоги все же возрастут.
Так что больших поступлений от нового налога ожидать не стоит. А может, и вообще никаких не будет. Зато как пиар-ход предложившей его партии, учитывая вполне обоснованную неприязнь бедных к богатым, он будет весьма эффективен. «Это кто же даровал нам закон, который ущемит этих зарвавшихся богатеев, покупающих мертвые и очень дорогие зарубежные спортивные клубы? Ай, молодцы!»
А на деле – пшик! Богатых этим не испугаешь. Вот ввести бы прогрессивную шкалу налогообложения прибыли, как это принято во всем мире, – это было бы дело. Но – не вводят. Дескать, в развивающейся экономике это приведет к бегству капитала и уходу в тень. Ха! Как будто сейчас он не бежит и не сидит в тени. Все, что может отсидеться в тени, именно там и сидит.
Если кто-то действительно хочет пополнить казну, он должен ввести прогрессивное налогообложение прибыли, когда богатые платили бы с прибыли 50% и более, вместо того, чтобы выплачивать себе и своим топам сумасшедшие бонусы. Все остальное – только сотрясение воздуха.


Леонид Рудницкий
12 мая 2010
Через Договора дарения доли в квартире элементарно всё решается. :D :D :D :D :D
Месяц Август надо вычеркнуть из календаря.
12 мая 2010
Это все для видимости. Самые большие налоги платят люди с низкими доходами, имею ввиду в % от общей суммы дохода.
Положи сперва укропу, а потом козлину жопу!
13 мая 2010
fast писал(а):
Госдума обсуждает поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение налога на роскошь
Госдума обсуждает поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение налога на роскошь. Несмотря на то, что понятие роскоши у нас детально не разработано, депутаты-«справороссы», внесшие законопроект, предлагают считать роскошью автомобили дороже 2 млн руб. и квартиры дороже 15 млн руб. Ну, если автомобили – еще куда ни шло, то определение роскошных квартир смущает. Под него, например, подпадают практически все московские четырехкомнатные квартиры даже в спальных районах, а также многие трехкомнатные из тех, где площадь побольше.
...


Нормальная планка, 15 млн - это upper бизнес-класс в Москве.
А новостройки-монолит (не ЗАО правда) сейчас есть за 10-11млн 90-100 метров. Для более чем бюджетной жизни вполне достаточно.

Другое дело, что такие налоги мало что принесут бюджету в нашей стране.
13 мая 2010
Отклонили законопроект. Сработали достаточно оперативно, чего не скажешь о других насущных проблемах и законах.
Пчёлы против мёда, однако...
Дискуссия — это обмен знаниями, спор — обмен невежеством.
Р. Куиллен

ЮК "Меридиан-Недвижимость"
внешняя ссылка
13 мая 2010
Они бы лучше в декларациях чинуш еще включили графу "расходы", а то у некоторых имущества столько, что доходов не хватит его обслуживать. А у многих доход огромный только из-за того, что учитываются оборотные деньги, а не чистый доход.

Налог на ветошь надо сделать, чтобы памятники архитектуры в нормальном состоянии содержали, а не добивали.
13 мая 2010
Но прежде чем мы будем говорить об этом, я хотела, знаете, о чем вас попросить – прокомментировать законопроект, который будет рассматривать Государственная дума, о налоге на роскошь. Это первое чтение поправок в Налоговый кодекс, который предусматривает введение налога на недвижимость от 15 млн. рублей и движимое имущество стоимостью от 2 млн. и так далее дальше. Вот тут вопрос о том, каких налогов еще не хватает Российской Федерации, чтобы, с одной стороны, бюджет пополнялся, а с другой стороны, граждане тоже как-то вот были социально удовлетворены?

В. МАУ: Вы знаете, от налогов никто социально удовлетворен не бывает. В принципе, существует современное понимание налоговой системы, где налоги должны выполнять как фискальные функции, то есть пополнять бюджет, так и стимулирующие, так и функции социальной справедливости. Это треугольник, вокруг которого крутятся налоги. Наверное, то, о чем вы говорите, это скорее вопрос социальной справедливости. Даже я не могу сказать, что это справедливо. Знаете, мы привыкли, что тот, кто имеет больше, должен платить больше. В принципе, это такой спорный тезис, потому что он не однозначно следует из каких-то моральных принципов. Ну, предположим, в современном мире тот, кто имеет больше, должен платить больше. Но второй аспект – фискальный. Это, конечно, важно, чтобы это создавало основу для местных или региональных бюджетов. То есть было бы неправильным, мне кажется, концентрировать этот налог в федеральном бюджете. Это должен быть местный налог, и местные органы власти должны быть заинтересованы в том, что его адекватно собирать. В принципе, это движение в правильном направлении, у нас эти налоги символические. Главный вопрос тут: возможно ли его будет собрать, администрировать? Главный вопрос опять же: что будет выгоднее – собирать этот налог или не собирать его? То есть издержки от сбора налогов будут ли ниже, чем поступления от налогов. Вопрос интересный…

О. БЫЧКОВА: А издержки – это какие, например?

В. МАУ: Ну, всякие государственные услуги затратны, да? Это дополнительные налоговые инспектора, проверки. Ну, всякие сборы налогов чего-то стоят.

О. БЫЧКОВА: То есть люди, которые будут сидеть, отслеживать, у кого что есть, кто что купил, кто на чем ездит, где живет…

В. МАУ: Отслеживать, вводить, получать взятки, чтобы дешевле оформить ту или иную недвижимость…

О. БЫЧКОВА: Ну да, ага…

В. МАУ: Понимаете, есть, конечно, такие жесткие методы введения этого налога… и вообще налога на имущество, скажем так. Вы сами декларируете собственность своей недвижимости, но государство имеет право выкупить его по той цене, по которой вы декларировали. Вот говорите, что ваш гектар на Рублевке стоит несколько сотен долларов, в принципе, можете платить налог с этой суммы. Но тогда государство, например, через суд, имеет право выкупить за эту сумму этот участок.

О. БЫЧКОВА: Оно его принудительно, что ли, выкупит?

В. МАУ: Нет, это жесткий метод, но это метод стимулирования… Ну налог же изымается тоже принудительно, налог же – это не добровольное вспомоществование граждан.

О. БЫЧКОВА: А если владелец не хочет продавать?

В. МАУ: Ну это вопрос стимула. Если общество хочет реально собрать, то можно ввести и такой механизм. Он такой жесткий, он практически нигде не задействован. Но, я повторяю, вопрос в том, что государство хочет – показаться добрым или реально собрать налог на недвижимость. Если говорить о налогах на роскошь, то все-таки скорее налоги косвенные. Дорогие вещи имеют более дорогое налогообложение.

О. БЫЧКОВА: То есть все-таки практического смысла здесь меньше, чем…
Месяц Август надо вычеркнуть из календаря.
13 мая 2010
Налоги возьмут по-рыночному
13 мая 2010 18:05:00
С 2013 года правительство планирует ввести налог на недвижимость, в котором объединятся налог на землю и налог на имущество. Но взиматься новый налог уже будет с рыночной стоимости квартир, которая превосходит сегодняшнюю «оценку БТИ» порою в тысячу раз.


Эффективный менеджмент



О налоге на недвижимость стали говорить еще в 2000-ом году. Но разговоры были весьма вялые, и ничуть не напоминали информационную «артподготовку», которая, в то время, была безусловно необходима для введения таких изменений.


Президент Путин отмечался в этой теме довольно регулярно:


2002 год: «В нынешнем году необходимо завершить разработку глав Налогового кодекса…, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость».


2003 год: «В 2003–2004 годах необходимо коренным образом изменить систему имущественного налогообложения. Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов».


2004 год: «В 2004 году надлежит принять главы Налогового кодекса, касающиеся… налога на недвижимость и земельного налога».


2005 год: «Необходимо обеспечить введение в Налоговый кодекс… главы о местном налоге на недвижимость».


В сентябре 2005-го эту идею озвучил на своем брифинге Герман Греф, тогда министр экономического развития, известный как твердый сторонник жестких рыночных реформ и один из главных лоббистов вступления России в ВТО. Но с законом опять ничего не вышло: прекрасно понимая, что вряд ли этот закон будет пользоваться поддержкой широких масс населения, его немного «придержали», намереваясь, по всей видимости, переждать выборы.


Через два года в своем Послании Федеральному Собранию про этот налог снова вспомнил тогдашний президент Владимир Путин, пообещав, что он вступит в силу в 2009 году, а в 2008-ом отметился и президент Медведев: «Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне».


У оппонентов нового налога тут же возникало слишком много вопросов: этот налог поступает и в так не слишком богатые местные бюджеты, и снижение отчислений весьма больно ударит по местной власти, а, значит, и по гражданам. С другой стороны понятно, что местный бюджет, получив такой прекрасный инструмент для затыкания дыр, не замедлит им воспользоваться. Что же касается социального уравнивания населения, то пока у нас существует единые для «миллионеров и пенсионеров» 13%, говорить об этом смешно. Не стоит забывать и про то, что у нас, в отличие от стран Запада, откуда и «тянут» этот налог, ситуация с недвижимостью принципиально иная: квартиры или дачи в собственности находятся у большинства населения, включая его беднейшие слои. И, порою, так уж сложилось, квартира, которой владеет какая-нибудь бабушка-пенсионерка по любым меркам – вполне роскошная.


Владимир Путин весной 2009-го года, уже будучи премьером, вновь поторопил правительство, пообещав, введение налога в 2010 году, но уже сейчас было объявлено, что налог будет введен в 2013.


В начале мая Минэкономразвития и Минфин наконец согласовали план реформ. В III квартале текущего года Минэкономразвития и Росреестр подготовят методику проведения массовой оценки недвижимости, а до конца следующего года Росреестр должен оценить объекты капитального строительства уже на всей территории страны. Еще через год, до конца 2012-го, правительство внесет в Госдуму поправки в Налоговый кодекс и, скорее всего, в 2013, то есть в следующем после выборов году, мы получим новые квитанции.


Оценка



Понятно, что помимо возможного недовольства населения, основная проблема, с которой придется столкнуться разработчикам нового налога – оценка недвижимости. Пока предполагается, что оценивать недвижимость будут независимые оценщики, а контролировать их — подведомственный Минэкономразвития Росреестр. Но, однако, уже появились желающие этим процессом порулить: например, новый руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, ранее в качестве руководителя Роскадастра, создававший систему кадастровой оценки земли. Он предлагает, как пишут «Ведомости», передать контроль над оценкой недвижимости из Росреестра и БТИ в ФНС. Так же известно, что в конце апреля ФНС создала новое управление по имущественным налогам. Так что можно даже не загадывать – ФНС эту функцию получит. В этом, собственно, и есть добрая российская традиция: сама оценивает и сама же собирает налоги. Разделение полномочий, как и обычно при суверенной демократии, будет происходить между разными отделами одного ведомства. Кстати, опротестовать оценку в России весьма сложно – в сложившейся практике такие прецеденты пересчитывают по пальцам.


Еще одна проблема в том, что рыночная стоимость квартир в регионах отличается в разы, а вот зарплаты, в основном, – не слишком, и как обойти сей логический парадокс – непонятно. Так что может сначала откатать эту схему в Москве, на Рублевке? С оценкой ФНС и прочим? А потом, если ничего не случится, уже и в стране водить?


Сегодня


Чтобы лучше понять, что будет, необходимо посмотреть на то, что происходит сейчас. Согласно Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. А объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.


На конечную сумму налога влияют два фактора. Во-первых, региональные власти могут ежегодно повышать коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости имущества. Во-вторых – рост ставок самого налога.


Если ваше строение стоит до 300 тысяч рублей, то для него предусмотрена ставка 0,1 процента. Но если оно после коэффициента попало в ценовую зону от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, то здесь уже ставка налога может подняться до 0,3.


Интересно, что в нашей стране коэффициенты перерасчета весьма разные: от 45,9 в Свердловской области до 1,3 — в Ульяновской. По признаниям самих чиновников рост коэффициента объясняется как раз теми самыми «проблемами в исполнении бюджета», о которых мы уже говорили. Прослеживается и еще одна тенденция: там, где собираемость налога высокая, коэффициент увеличивать не спешат. А вот там, где граждане платят плохо...


Для справки: в Санкт-Петербурге сегодня средняя стоимость метра жилья на вторичном рынке от 80 тысяч рублей до 87. Много значит коэффициент района, тип дома и пр. Самые дешевые квартиры в панельных домах – средняя стоимость квадратного метра в них – 71 тысяча, в кирипичных – на десять тысяч подороже. Сталинки и старый фонд – ценятся, в среднем, почти одинаково – по 92 тысячи за метр. Самые дешевые районы – Фрунзенский и Невский, здесь метр в среднем стоит около 72-73 тысяч, самый дорогой – Центральный, здесь средний метр продают за 103 тысячи.


Перспективы


Пока налоги взимаются с оценочной стоимости Бюро технической инвентаризации. Рыночная стоимость недвижимости выше оценки БТИ и 10-15 раз, а порою коэффициент доходит до нескольких сотен раз. Не забудьте и то, что в налоге на недвижимость объединяются два налога: на имущество и на землю. Есть подозрения, что на граждан многоквартирных домов, подобно тому, как раньше «повесили» общую площадь лестниц и пр., хотят повесить и оплату налога на землю, на которой стоит задние. Стоимость участка земли в центре города – миллионы долларов.


Если былую схему приложить к новой оценке – то, понятно, что многим россиянам придется добровольно менять место жительства. Если недобровольно - выселить гражданина из квартиры, которая находится в частной собственности, пока способов нет.


В западных странах ставки налога на недвижимость разнятся. В Нидерландах это 0,1% от рыночной стоимости жилья, в США от 2% до 6%, в Финляндии около 1 евро за 1 квадратный метр площади. В Великобритании, например, ставка налога на недвижимость — 1% от рыночной стоимости жилья, но при этом недвижимость стоимостью до 120 тысяч фунтов налогом не облагается.


Бедным россиянам так же обещают какие-то подобные послабления, но после того, как Думой был зарублен в очередной раз «налог на роскошь», в этом начинаешь сомневаться. А, казалось бы, именно с помощью такого налога регулировать бы имущественное расслоение, причем здесь наши квартиры…


Кстати, некоторые сторонники теории заговоров считают, что через несколько лет этот закон будет «по просьбам трудящихся» отменен, как только он вытеснит из элитного жилья «неправильных» собственников. Но мы в это не верим.


Понятно, что бизнес давно уже научился уклоняться от налогов, и наша власть решила взяться за «физиков». Дела, по всей видимости, идут не слишком хорошо: информацию о поступлении и расходовании средств от нефтегазовых доходов федерального бюджета России в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния постановлением В.Путина от 21 апреля засекретили. Другая реакция на падение цен на нефть тоже хорошо известна: недавний указ о бюджетных учреждениях сделал платным часть школьных уроков. Создается ощущение, что упущенные нефтяные доходы решили взимать с населения - для его же блага.


Впрочем, всегда остается надежда на наших коррупционеров, которые, понакупив себе недвижимости, может, завалят проект налога в очередной раз, а призывать к его введению станет всего лишь хорошей традицией для всех последующих российских президентов. Но верится, впрочем, слабо – эти-то выкрутятся как всегда…
Александр Попов, «Вкризис.ру»
Месяц Август надо вычеркнуть из календаря.
14 мая 2010
M.ALEX писал(а):
Нормальная планка, 15 млн - это upper бизнес-класс в Москве.

Квартиры от 15 миллионов - это 20% предложения на рынке вторичного жилья в Москве в апреле.
14 мая 2010
В стране, где среднего класса с 1млн$ днем с огнем поискать надо. Слой собственников, который взращивать, холить и лилеять надо предлагают этих самых успешных и упорных доить больше остальных? Ну ну.
Сама идея этого налога подсказывает: заработал денег, вали за бугор, пока не отобрали. Кому от этого лучше будет? Только не тем, кто останется. :twisted:
С уважением,
Илья Шкоп
Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей