Бесплатные образовательные материалы. Выставки недвижимости, обсуждение тренингов и семинаров от ведущих тренеров рынка недвижимости.
Анонсы мероприятий и обсуждение прошедших. Куда пойти учиться на агента по недвижимости (риэлтора) или где бесплатно повысить свою квалификацию специалиста по недвижимости.
На общих основаниях допускается размещение только БЕСПЛАТНЫХ образовательных материалов и мероприятий по недвижимости. Анонсы платных тренингов и семинаров размещаются на правах рекламы. Стоимость рекламной темы зависит от срока, на который тема публикуется.
ЛЕСНОЙ КОДЕКС
О ЛЕСНЫХ ПРОБЛЕМАХ И ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНЫЕ УГОДЬЯ
Дискуссия о поправках к Лесному кодексу не утихала весь прошлый год, однако окончательное решение о том, стоит ли вводить в России частную собственность на леса, принято так и не было. В любом случае результат переговоров окажет большое влияние на рынок загородной недвижимости.
История вопроса
Общая площадь российских лесов превышает 850 млн. га. Несмотря на интенсивную вырубку, наша страна остается самой богатой по лесным угодьям в мире. Даже Бразилия с ее знаменитой сельвой в дельте Амазонки отстает от нас по этому показателю почти в полтора раза. Другие государства, традиционно считающиеся крупнейшими экспортерами древесины на мировом рынке, — Канада, Япония, США — также имеют куда более скромные запасы.
Лесная индустрия в России во все времена была одной из самых прибыльных. В Средние века значительная часть Европы была буквально покрыта лесами, поэтому экспортировать материал смысла не было. Вырубку проводили прежде всего для того, чтобы освободить новые территории под пашню. Осваивая отвоеванный у леса участок земли, русский крестьянин мог не думать об удобрениях: почва и так была достаточно плодородна и давала хорошие урожаи. Когда земля истощалась, переходили на новою, освобожденную от деревьев, территорию.
Леса при такой системе земледелия исчезали быстро. В Европейской части страны найти качественную древесину становилось все сложнее. Это и заставило государственных мужей задуматься об охране угодий. Впервые дефицит древесины ощутили в эпоху Петра I. Для строительства флота нужен был дешевый и качественный материал, поэтому царь ограничил бесконтрольную вырубку. Он отделил леса из других видов землепользования и закрепил государственную собственность на них. Тогда Петра интересовали главным образом породы деревьев, использовавшиеся в кораблестроении. В связи с этим лесными богатствами ведала Адмиралтейств-коллегия. Последующие правители во многом ориентировались именно на петровское наследие.
Плату за вырубку государственного леса впервые стали брать при Екатерине II. Императрица установила надлежащий надзор. А Павел I своим указом 1798 года сделал лес статьей государственного дохода, после чего древесина перестала быть лишь материалом для кораблестроения. Постепенно пришло понимание, что ее экспорт может давать казне немалые деньги. Именно поэтому все лесное хозяйство перешло из ведения Адмиралтейств-коллегии под управление Министерства финансов.
В XIX веке главным звеном в системе контроля за государственными лесами были лесничества, которые подчинялись Лесному департаменту. Их деятельность, по мнению историков, не требовала никаких финансовых вливаний из казны. Доходов, получаемых от продажи древесины, хватало не только на содержание служащих, но и борьбу с пожарами, охрану леса и его воспроизводство. Следует отметить, что власть Лесного департамента распространялась и на помещичьи рощи. Здесь главным регулирующим органом были так называемые Лесоохранительные комитеты. Такая система была достаточно эффективна: доходы от продажи древесины постоянно росли вплоть до революции.
Во времена советской власти к лесным богатствам относились уже не так бережно. В 30-е годы, когда стране требовались средства на индустриализацию, под топор шло практически все, в том числе заповедники и леса вокруг крупных городов.
На протяжении всего советского периода реформы не прекращались: лесную промышленность то объединяли с лесным хозяйством, то снова разделяли; угодья пытались разделить и по функциональному, и по территориальному признаку. Однако общего положения вещей изменить эти меры не могли, лесные площади постоянно сокращались.
Девяностые годы
Независимая Россия получила в наследство неэффективную систему, в которой лесное хозяйство и лесная промышленность снова были разделены. В ходе реформ лесхозы фактически утратили свои функции по заготовке материала. Теперь они стали обычными надзорными организациями, сдававшими свои территории в аренду частникам. Вырубку проводили фирмы, получающие прибыль, как правило, на разнице цен на древесину в России и других странах. Первые «лесные» предприниматели обычно не задумывались об экологии и охране природы, а до создания инфраструктуры руки просто не дошли.
Другой приметой этого периода стало воровство леса. Лесники и лесхозы не в силах были противостоять частым несанкционированным рубкам на заповедных территориях. Принятый в 1997 году Лесной кодекс вполне соответствовал духу времени. Недоработки в законе давали возможность валить лес полулегально и практически бесплатно.
Именно из-за многочисленных нарушений правительство приняло решение внести поправки в существующее законодательство. Изменения Лесного кодекса планировали давно, но реальную основу они обрели только в 2002 году. Уже первые сведения о предполагающейся реформе произвели настоящую сенсацию. Впервые за всю историю России правительство предложило ввести частную собственность на лесные угодья. Кроме того, новый Лесной кодекс должен был предусматривать для лесхоза возможность переводить земли заповедников в другую категорию землепользования. Раньше это право принадлежало исключительно премьер-министру.
Столь радикальные предложения вызвали бурную общественную реакцию. Споры о новом Лесном кодексе шли на протяжении всего 2003 года. Сторонники закона обещали более четкие правила игры. Предприниматели утверждали, что на данный момент у них нет стимула вкладывать большие деньги в тот или иной участок, так как руководство лесхоза может отнять его по любому предлогу. Чиновники из Министерства экономического развития настаивали на том, что собственность на лес заставит частные компании бережнее относиться к нему. Менее централизованная система государственного контроля также должна была сделать бизнес более прибыльным.
Главными противниками реформы выступили экологические организации. Свою обеспокоенность выразил даже Всемирный фонд дикой природы. По мнению экологов, поправки практически разрешали неконтролируемую вырубку леса. Некоторые организации считают, что после принятия поправок под топор может попасть до 95 % всех российских лесов. Особенно опасались защитники природы того, что в собственность перейдут земли заповедников и заказников.
На протяжении всего года обсуждение Лесного кодекса сопровождалось огромным количеством скандалов и слухов. Дума то принимала поправки к закону, то снова их пересматривала. В итоге в 2003 году новый вариант так и не был принят из-за выборов. К обсуждению вопроса правительство должно было вернуться 19 февраля, но в последний момент дискуссию опять перенесли на неопределенный срок. Между тем Министерство экономического развития считает принятие поправок в Лесной кодекс одной из важнейших задач весенней сессии Парламента.
Влияние на рынок недвижимости
По мнению специалистов, скандалы вокруг Лесного кодекса оказывали большое влияние на рынок загородной недвижимости в течение всего 2003 года. На сегодняшний день многие предпочитают селиться за городом. Ежегодно в Подмосковье возводят все больше и больше коттеджных поселков. Спрос на недвижимость уже несколько лет остается стабильно высоким. Для его удовлетворения необходимы новые территории. Однако ресурс земель на данный момент практически исчерпан.
Риелторы полагают, что принятие поправок окажет на индустрию загородной недвижимости благоприятное воздействие. Екатерина Богомолова, директор Юридического департамента корпорации «Инком-недвижимость», считает, что дома на лесистых участках будут строить в любом случае, так как именно они являются самыми популярными. Желанию приобрести жилье поближе к природе помешать невозможно. А принятие поправок сделает этот процесс более регламентированным и контролируемым. Выиграют в итоге и владельцы загородной недвижимости, и государство.
По мнению Екатерины Богомоловой, после принятия поправок значительно возрастет роль лесхозов. Именно они будут обладать правом перевода того или иного участка из лесной категории в нелесную. Большее значение приобретет экологическая экспертиза. Многие специалисты считают опасения экологов о том, что все леса вокруг крупных городов будут вырублены, преувеличенными. Правда, некоторые риелторы сетуют на то, что после принятия поправок процедура аренды лесных участков станет более бюрократизированной. Немного изменится и порядок получения права на аренду. По Лесному кодексу 1997 года его определяли конкурсы, которые нередко были фиктивными. Теперь же решение примут по результатам аукциона.
В ближайшее время продаж лесных участков в собственность не будет. В случае принятия поправок будет действовать мораторий. А значит, как и раньше, мы сможем гулять по подмосковным рощам, не боясь столкнуться с дровосеком и услышать звук его топора.