К счастью для человечества, абсолютное большинство людей – инстинктивно законопослушны. Они с удовольствием откажутся от привилегии нарушать правила в обмен на гарантию, что остальные тоже ничего нарушать не будут. И это упорядочивающее и ограничивающее начало все равно победит, какие бы новые степени свободы человек себе ни придумывал.
Свобода безнаказанно писать что угодно в интернете – вещь вроде бы замечательная, но, как и в случае с любой другой анархией, человечество сочло, что издержек здесь больше, чем преимуществ. Поэтому сладострастная любовь к вседозволенности отступает перед любовью разума к порядку: интернет-троллей, уверенных в своей анонимной неуязвимости, постепенно приучают к мысли, что и для них найдутся буйки, за которые заплывать нельзя.
Пока эти ограничения срабатывают только в исключительных, самых вопиющих случаях, как это произошло с англичанином Шоном Даффи. 13 сентября суд приговорил его к 18 неделям тюрьмы за жесткий троллинг в интернете, а также запретил пользоваться социальными сетями в течение пяти лет. За последнюю часть приговора подсудимый должен испытывать к суду только глубокую благодарность, но в целом наказание за несколько грубых фраз в интернете получилось довольно серьезное. Почти полгода тюрьмы, и совсем не условно.
Тролль Даффи погорел на том, что очень неудачно выбрал себе жертву. Вместо того чтобы, как тысячи его собратьев, писать в комментах про американскую долларовую пирамиду или ругаться на каких-нибудь блогеров, он решил написать гадостей на фейсбук-странице покойной Наташи Макбрайд. В День святого Валентина 15-летняя девочка бросилась под поезд, после чего родные и друзья стали обмениваться в ее профайле соболезнованиями.
Даффи не был лично знаком с Наташей и о ее гибели узнал только из местных новостей, но маленький Достоевский внутри него не смог пройти мимо траурной идиллии ее странички. Печальные реплики близких он разбавил своими высказываниями типа «я просто задремала на рельсах» и «мама, здесь в аду жарковато».
Оскорбленные родители решили отомстить хаму, который оказался куда менее неуязвим и недосягаем, чем ему казалось. После обращения родственников Наташи в полицию провайдер тут же сдал властям координаты тролля. Как и следовало ожидать, им оказался хмурый 25-летний толстяк, живущий на пособие по безработице.
В качестве смягчающего обстоятельства защита Даффи указывала на то, что у него проблемы с алкоголем, а также синдром Аспергера (легкая форма аутизма). Но суд счел, что тролль вполне осознавал, что делает, и снисхождения не заслуживает.
К тому же на суде выяснилось, что Даффи не в первый раз оскорбляет покой погибших подростков. До Наташи он успел написать гадостей на страничках еще троих недавно умерших девушек и одного 14-летнего парня. Но их родственники не подумали обратиться по этому поводу в полицию.
Только родители 16-летней Хейли Бэйтс, погибшей в автокатастрофе, написали возмущенное письмо своему депутату. В результате, в июле британский парламент обсудил проделки тогда еще анонимного тролля Даффи. Все фракции сошлись во мнении, что это безобразие, и для борьбы с этим новым интернет-злом нужно срочно разработать соответствующее инновационное законодательства. На этом все и затихло.
Зато родители погибшей под поездом Наташи оказались людьми деятельными и практичными. Они не стали писать жалобных писем в «Спортлото» и ждать, когда депутаты разродятся инновационным законодательством. Даффи судили по самому обычному обвинению – за оскорбление в особо грубой форме. И в своем вердикте суд не увидел никакой помехи в том, что оскорбление было нанесено в интернете и анонимно.
Тем более, в Великобритании это уже второй громкий случай, когда тролля отправляют в тюрьму. В конце прошлого года те же самые 18 недель получил Джейсон Гуди. 36-летний безработный тоже писал разные кощунства на страницах покойников. Даффи, видимо, об этом случае не слышал или считал себя каким-то особенно неуловимым. Как выяснилось, напрасно.
Теперь в Британии даже самые толстокожие и аутичные тролли, скорее всего, не отважатся глумиться в интернете над покойниками в лицо родственникам. Все-таки это довольно сомнительное удовольствие, чтобы сидеть ради него полгода в тюрьме. То есть с оскорблением мертвых в интернете вопрос уже более-менее решен. Живые, конечно, терпеливее, но рано или поздно им тоже надоест. Ведь здесь нет никакой необходимости сажать каждого тролля: хватит двух–трех громких приговоров, остальные тут же станут вежливее. И когда-нибудь, лет через десять кнопка «пожаловаться» под комментарием будет посылать сигнал не админу, который, максимум, забанит придурка, а прямо в полицию со всеми положенными юридическими последствиями.
Безнаказанность троллей становится весьма условной. Даже мы, без полиции, частенько легко определяем ху из ху под серой маской и много тролей отсюда сваливали, как только я к ним обращался в личке или в форуме по имени и отчеству. Испаряются мгновенно! По сути это трусливая масса заблудившихся по жизни людей.
Безнаказанность троллей становится весьма условной. Даже мы, без полиции, частенько легко определяем ху из ху под серой маской и много тролей отсюда сваливали, как только я к ним обращался в личке или в форуме по имени и отчеству. Испаряются мгновенно! По сути это трусливая масса заблудившихся по жизни людей.
Она, эта безнаказанность, никогда не была безусловной. А условием её существования с начала времен и до нынешнего времени можно считать только отсутствие компетентного внимания.