Надо ли учить детей письму? В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» и «Natur» (Германия), «Archaeology», «Discover», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie» и «Ça m’interesse» (Франция). C 2014 года в 45 штатах США вступает в силу стандарт школьного образования, согласно которому детей необязательно учить писать от руки так называемым безотрывным письмом, при котором буквы в каждом слове соединены между собой. Вместо этого будут учить писать отдельно стоящими печатными буквами. И конечно, печатать на компьютере. Доводы сторонников новшества: кто и когда теперь пишет от руки? Мы разве что заполняем различные счета, анкеты и квитанции, а там обычно как раз требуется писать печатными буквами. Записку из двух-трёх строчек тоже вполне можно написать печатными буквами, яснее будет. Остальное всё пишется на компьютерах или на телефонах (SMS). Опрос, недавно проведённый в Англии, показал, что 40% населения в последние полгода ничего не писали от руки. Так что дети должны осваивать клавиатуру, а не ручку с бумагой. Однако последние данные науки указывают, что умение писать тесно связано с умением читать. Французские нейрофизиологи показали, что у человека, видящего буквы, активизируется тот же участок двигательной коры, что включается при письме. Для контроля испытуемым показывали значки, внешне похожие на буквы, но ничего не означающие, — двигательная кора молчала. Хорошо, но ведь умение печатать на клавиатуре тоже связано с движениями пальцев, значит, умение работать с клавиатурой тоже должно помогать научиться читать? Французы взяли две группы первоклашек: одну учили читать и писать шариковой ручкой, другую — читать и печатать буквы на компьютере. Через месяц посмотрели на результаты: первая группа читала лучше второй. То же получилось и со взрослыми, которые учили иностранные языки с неевропейской письменностью — бенгальский или тамильский. Письмо от руки сопрягает зрительную память с двигательной, а от этого быстрее усваивается навык чтения. Тот, кто не учился обычному письму, не может использовать в полной мере свою сенсорно-моторную память. Замедляются распознавание букв и весь процесс чтения и понимания текста. К тем же результатам пришли американские исследователи из университета Индианы: дети, учившиеся читать, только глядя на буквы, читают хуже, чем одновременно учившиеся писать. Для проверки взяли три группы младшеклассников: одну учили читать и писать, вторую — читать и копировать типографские буквы, третью — читать и нажимать клавиши с соответствующими буквами на компьютере. Успешнее всех была первая группа. Письмо и чтение помогают друг другу. Если американцев станут отныне учить писать только на клавиатуре либо печатными буквами, как они будут расписываться на тех же квитанциях, счетах и анкетах? Впрочем, можно научить их ставить крестик.