Форум специалистов по оценке и аналитике рынка недвижимости. Прогнозы недвижимости на этот год, анализ цен на квартиры и коммерческую недвижимость, независимые обзоры.
Всем доброго дня! Нашла пару интересных статей. Делюсь.
Риелторы признали большинство дач и коттеджей Подмосковья переоцененными
Фото: ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева Больше половины всех домов, выставленных на продажу в Московской области, являются переоцененными и неликвидными, считают риелторы
Не менее 86% всех загородных домов в Подмосковье переоценены, стоимость некоторых объектов завышена до 50%. К такому выводу пришли риелторы компании «Инком-Недвижимость» после подведения итогов третьего квартала на вторичном рынке дач и коттеджей Московской области. Больше половины всех продаваемых домов, по оценке экспертов, являются неликвидными объектами: к ним не подведены коммуникации, они расположены в отдаленных районах Подмосковья, где нет необходимой для жизни инфраструктуры.
По итогам третьего квартала самым большим спросом у покупателей на вторичном рынке загородной недвижимости, по данным «Инкома», пользовались дачи и участки без подряда — на них пришлось 40% и 31% всех заключенных сделок соответственно. 20% покупателей сделали выбор в пользу коттеджей, еще 9% выбрали блокированное жилье (таунхаусы и дуплексы). Чаще всего дачники выбирают уже построенные дома не дороже 3 млн руб., расположенные в ближнем Подмосковье, отмечают в «Инком-Недвижимости». «Те, кто проявляет интерес к участкам без подряда, предпочитают лоты на расстоянии 30–40 км от МКАД, с подведенными коммуникациями и ценником до 1,5 млн руб. Покупатели коттеджей останавливаются на готовых домах с отделкой, удаленностью не более 50 км от Москвы и ценой 4–5 млн руб., приобретающие таунхаусы и дуплексы — на объектах за 3–4,5 млн руб. в радиусе 20–30 км от МКАД», — говорится в исследовании.
Неоправданно высокие цены встречаются во всех форматах и классах загородного рынка, но особенно часто — в элитном сегменте. Эта тенденция заметна и на первичном рынке: по данным агентства недвижимости Penny Lane Realty, с начала 2016 года продажи новых элитных коттеджей (от 15 млн руб.) в Подмосковье упали на 47% по сравнению с первыми семью месяцами 2015 года. «Из-за кризиса и увеличения налоговой нагрузки собственники предпочитают избавляться от лишней недвижимости — это привело к тому, что в продаже все чаще появляются загородные дома бизнес-класса. В низших ценовых сегментах хуже всего продаются дома площадью свыше 200 кв. м, в высших — объекты с метражом более 400 кв. м», — отмечалось в исследовании риелторского агентства Penny Lane Realty. Третий квартал стал худшим за год для всего рынка загородной недвижимости Подмосковья: объем сделок за этот период сократился на 29% по сравнению со вторым кварталом, говорится в исследовании «Инком-Недвижимости». В целом за год, по данным компании, продажи дач, коттеджей и земельных участков сократились на 42%. Больше всего продаж риелторы зафиксировали с апреля по июнь, когда объем сделок вырос на 62% по сравнению с первым кварталом.
И еще: Пустые коттеджи: почему в Подмосковье постепенно исчезает элитный рынок
За два года рынок элитного загородного жилья Подмосковья сократился до единичных сделок. Перспектив восстановления зтого сегмента в 2017 году пока не видно, считает управляющий партнер «Миэль-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов
Покупательский спрос на загородном рынке Подмосковья в элитном сегменте сейчас едва ли составляет 1,5% от общего спроса. В последние два года рынок сократился до случайных единичных сделок, которые уже даже не потрясают его. К этой драматической ситуации элитный сегмент привело несколько факторов.
Первый — возможные покупатели элитных загородных домов существенно потеряли в своих рядах. Крупный бизнес схлопывается, и некоторые бизнесмены выставляют свои активы на продажу, а владельцы, в свою очередь, отправляются за границу. Такая тенденция лишает загородную недвижимость элитного класса столь важного фактора, как соседство: дома по Новорижскому и Рублевскому шоссе стоят в большинстве своем пустые, детям, оставшимся в поселке, негде играть, а у жителей пропадает возможность общения в своем круге. Это порождает цепную реакцию: те, кто пока не готов к переезду в другую страну, возвращаются из опустевших элитных поселков в московские квартиры, поближе к бизнесу, школам, инфраструктурным возможностям. Престиж жизни за городом тоже снижается: дом на Рублевке больше не является показателем статуса, более элитной вновь считается жизнь в центре города, в апартаментах или многокомнатной квартире. Вторая причина упадка рынка элитного загородного жилья — банальное отсутствие возможностей для экономического роста и благополучия населения. Естественный переход покупателей бизнес-класса к элитному формату прекратился: люди не богатеют, а лишь теряют в финансовом благополучии с каждым годом.
Средний класс раньше тоже стремился к покупке элитной загородной недвижимости, поскольку рассчитывал свои возможности карьерного и финансового роста, стремился к демонстрации особого статуса. В ближнем Подмосковье возникали поселки банкиров, финансистов: сначала топ-менеджеры банков приобретали себе дома, за ними — их заместители и так далее. Сейчас такой тенденции нет: сегмент бизнеса сужается, топ-менеджеров становится все меньше, да и демонстрировать свой особый статус уже не актуально — сказывается потеря интереса к тотальному потреблению. И фактор отсутствия перспектив, конечно, тоже сильно влияет на потерю интереса к загородному элитному рынку.
Чиновники, бывшие когда-то наиболее активными потребителями элитной загородной недвижимости, также легли на дно. Обновления аппарата не происходит — идет ротация среди уже существующих чиновников, поэтому все их сделки связаны с оптимизацией или с незначительным улучшением своих условий. Большинство домов выставлено на закрытых продажах, так что в открытый доступ такие объекты не выходят. Высшие чины больше увлекаются приобретением участков без подряда и возводят на них дома по собственному усмотрению. Эти тренды также способствовали усечению элитного сегмента.
Бизнес-класс, бывший когда-то основой загородного рынка, тоже серьезно снизился. Предприниматели, составлявшие костяк потребителей в бизнес-классе, столкнулись с проблемой ликвидности. Повышенная долговая нагрузка не позволяет сейчас задумываться об улучшении условий жизни. Именно поэтому подавляющее большинство загородных домов в сегменте бизнес сейчас находятся под залогом, а часть объектов и вовсе отходят банкам. Такая тенденция спровоцирована экономической рецессией, и ее окончание связано с улучшением общей ситуации в экономике страны и в предпринимательстве в частности.
Единственный сегмент, который пока демонстрирует некоторое движение, — загородный экономкласс. Дача становится новой недорогой радостью для основной части населения. Если раньше в приоритете таких покупателей были поездки за рубеж, то сейчас все чаще выбор делается в пользу покупки дачного участка или недорогого летнего домика до 2–3 млн руб. При этом огромная масса покупателей даже не имеет средств на постройку дома сейчас и устанавливает временные жилища или щитовые домики в надежде когда-нибудь возвести основательное сооружение. И это несмотря на то, что ипотечный инструмент на загородном рынке очень хорошо работает! Но низкий спрос на него обусловлен тем, что в экономклассе люди прежде всего решают проблемы с основным жильем именно за счет ипотеки, а загородные дома уже считаются предметом роскоши. При этом надежды участников рынка на приток региональных покупателей пока себя не оправдывают: жители регионов в основном арендуют жилье и откладывают покупку дома в собственность до момента продажи жилья в своем регионе. При этом региональные рынки тоже стоят, и этот замкнутый круг порождает стагнацию в загородном сегменте.
Перспектив восстановления загородного сегмента элитного и бизнес-класса в 2017 году пока не видно. Рынок будет отмечаться единичными сделками и закрытыми продажами домов. Более того, нас ждут изменения самого элитного формата и бизнес-класса. Явно прослеживается тренд на уменьшение площадей, на дома «мелкой нарезки», вполне вероятно, что мы увидим снижение средней площади домов в бизнес- и элитном сегментах.
Пока элитный рынок постепенно исчезает в столичном регионе, все надежды игроков возлагаются на экономсегмент. Возможно, этот тренд позволит нам увидеть качественный рост предложений для экономного покупателя: высокая конкуренция порождает разнообразие форматов, а также рост инфраструктуры. На этой базе после всех экономических потрясений вполне может вырасти основа для нового бизнес-класса, который, в свою очередь, поможет оздоровлению элитного сегмента. Однако все это — перспектива не двух, а скорее пяти лет, которые загородному рынку предстоит как-то пережить.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции Подробнее на РБК: внешняя ссылка
Использование СМИ для утаптывания собов, технологично!
Утаптывание и загородка - не всегда близкие понятия . Там меньше срочных продаж, люди живут с бОльшим комфортом, они в массе своей более образованы, состоятельны и, как итог, больше понимают (или им так кажется). Но свое мнение по поводу цены у них есть в 90% случаев. А еще есть смета. Многие собственники знают величину вложений при строительстве и, часто, от нее отталкиваются. Да хоть потоп... тем более - кризис. Не первый же. Не продается сейчас - уйдет потом - вот лейтмотив ) Поэтому техники и технологии утаптывания, как вы говорите, тут редко работают ). Часто ими не очень успешно пользуются юниоры. Не знаю (по статистике) насколько они успешны. ))
Последний раз редактировалось ДОМ им. БРЕЖНЕВА 16.11.16, 12:41, всего редактировалось 1 раз.
Я в одной из тем недавно приводила пример, как мною остались недовольны именно по загородной. Моя оценка не понравилась собственнику, пробовали выставлять по "хотелкам". После нашего расставания собственник, наступая на свои грабли, потихоньку приходит к пониманию цены спроса. С момента моего сообщения на Нерсе, цену опустили еще на 100 тыс. Начинали ранней весной с 9170, теперь 6500. Метод естественных последствий.
Очень сложно понять и принять новые реалии. Выставляя свой объект на продажу, встаньте на место Покупателя. Уверена, найдете интересный вариант, гораздо дешевле Вашего. Так же и другие Покупатели, выбирают с широко открытыми глазами, включая калькулятор.