Все секреты рекламы квартир в интернете. Интернет технологии и программное обеспечение в риэлторском бизнесе. Реклама и Pr в недвижимости - обсуждение маркетинговых и рекламных технологий в газетах по недвижимости. Успешные кейсы рекламы недвижимости и услуг.
Для обмена информацией нужно согласие профессионалов. Остальное -дело техники
Общественные организации риэлторов призваны помочь профессионалам находить общий язык и вырабатывать общие правила игры во всем, что способствует успеху бизнеса. Сегодня вопрос взаимовыгодного использования коммерческой информации об объектах недвижимости становится одним из главных для риэлторов. На вопросы КДО ответил Алексей Дубровский, избранный совсем недавно на съезде Российской гильдии риэлторов руководителем Комитета РГР по информационным технологиям. Г-н Дубровский также известен профессионалам рынка как руководитель проекта Рамблер-Недвижимость и председатель совета директоров компании "Консультант-Риэлт".
- Сейчас все вдруг заговорили про мультилистинг. Откуда вообще взялась эта идея?
- Понятие MLS, или Multiple Listing Service пришло к нам из США еще в начале 90-х годов. Но только сейчас профессиональное сообщество российских риэлторов действительно осознало продуктивность этой системы. MLS - это одна из услуг, которую Национальная Ассоциация Риэлторов (NAR) США оказывает своим членам. Это единый листинг всех объектов, предлагаемых на продажу членами Ассоциации. Важным моментом является то, что частное лицо не имеет права подавать туда объекты, системой могут пользоваться только члены NAR. MLS создан на базе домов, а не квартир, что позволяет добиться высокой стандартизации разных типов объектов и логически распределить их по базе данных по характерным признакам.
- У нас сегодня многие крупные агентства выставляют в Интернете свои базы данных. Можно ли это считать мультилистингом?
- Нет - это именно внутренние базы данных. Отличие MLS в том, что он объединяет предложения множества агентств. Если вы зайдете на сайт Национальной Ассоциации Риэлторов США внешняя ссылка, вы сможете найти там более двух миллионов предложений со всех концов страны. Они попадают туда именно посредством мультилистинга. Преимущество очевидно - выбор неизмеримо расширяется, а поиск становится намного проще. Так что MLS - это политический инструмент, объединяющий профессионалов рынка. В нем заложены принципы распределения прибыли при совершении сделок и распространения коммерческой информации. Подчеркну, что мультилистинг - открытая система и может использоваться частными лицами для прямого поиска объектов. Но открытость ограничена только просмотром информации. Ее коммерческое использование строго регламентировано.
- А если взять КДО или другую газету с объявлениями о недвижимости. Там ведь множество объявлений от разных агентств?
- Это опять же "две большие разницы". Во-первых, за объявлениями не стоит корпоративное соглашение между теми, кто их подает. Во-вторых, массив объявлений в газете состоит не только из эксклюзивных предложений от агентств, но и из частных объявлений. Профессионалы проявляют больше доверия к "эксклюзивам", поскольку, прежде чем платить за рекламу, агент обязательно проверит реальность варианта. Но MLS - это нечто другое. Если коротко - это полное собрание эксклюзивных предложений, скрепленное соглашением между профессиональными участниками о принципах его коммерческого использования. Еще одно ключевое отличие - печатное издание не в состоянии отвечать за корректность рекламы. А вот из мультилистинга участника можно исключить при определенных условиях: представление неверной информации, нарушение профессиональной этики и прочее. Так что это действенный механизм защиты прав потребителя и соблюдения норм ведения бизнеса.
- Если концепция MLS начнет активно внедряться, может ли это негативно отразиться на рекламном рынке?
- Абсолютно нет. Те же самые предложения, которые сегодня поступают в печатные издания от частных лиц, будут там же размещаться, но уже в качестве "эксклюзивов" агентств недвижимости.
- Есть ли в России настоящий мультилистинг?
- Единственный пример - Санкт-Петербург. Там есть соглашение по распределению прибыли со сделок, проведенных с использованием листинга и продуманная система, позволяющая исключить дубли. Это достигается тем, что при вводе объекта в базу данных в качестве уникального идентификатора используется номер лицевого счета. То есть в базу попадает только информация по объектам, на которые владельцы принесли документы в агентство и подписали договор. В этом ценность системы: участники уверены, что на момент подачи информации за ней стоит реальное предложение, готовое к проведению сделки. Все остальное - это воздух, рекламировать который нет никакого смысла с точки зрения агента. Элементы MLS есть еще в Ульяновске и Новосибирске. В других регионах то, что называют этим модным словом, на самом деле мультилистингом не является. Чаще это просто закрытые или открытые базы данных.
Некоторые компании сейчас пытаются использовать атрибутику всеобъемлющих баз данных для продвижения собственного продукта. Вспомнить хотя бы пресловутую газету "Недвижимость без посредников", которая была инструментом сбора клиентов в агентство, владевшее этим изданием. Или сейчас есть сайты в Интернете с громкими именами, которые по внешнему виду напоминают серьезные базы данных, которые генерируются из множества источников, а на самом деле являются подразделениями отдельных фирм. Профессионалы, конечно, знают, где искать настоящую информацию, а вот рядовой потребитель вполне может запутаться и вместо того чтобы изучить всю полноту предложений на рынке, оказаться "под крылом" отдельной компании. Это сегодня одна из форм маркетинга. О корректности таких методов судите сами.
- Расскажите о проекте Рамблер-Недвижимость.
- Это один из наиболее динамично развивающихся проектов Рамблера. Запущен он в октябре 2003 года совместно с Объединенным Российским сервером недвижимости ORSN.ru. Презентация была тогда проведена в рамках выставки Домэкспо. В базе представлены только эксклюзивные предложения. Частные лица у нас свои объекты разместить не могут - только риэлторы или строительные компании. Информация поступает к нам через специальное программное обеспечение "Супербаза". По каждому из предложений есть ссылка на агентство, давшее данную информацию. В каталогах недвижимости представлены фотографии объектов и имиджевые кнопки агентств, ведущих на их web-сайты, причем именно на ту страницу, где подробно рассказано о данном предложении. В настоящее время на портале Рамблер-Недвижимость свои предложения размещают около 500 агентств недвижимости России. Ежедневный трафик - 7-10 тыс. посетителей.
В каталоге есть ряд черт, схожих с принципом MLS (например, эксклюзивность объектов). В то же время я хотел бы подчеркнуть, что нельзя отождествлять мультилистинг с представлением баз данных по недвижимости в Интернете. Суть MLS - в соглашении профессионалов, которое за ним стоит, а Интернет - это только форма представления информации. Так что проект Рамблер-Недвижимость - это бизнес-модель, приближенная по ключевым характеристикам к мультилистингу, но знак равенства здесь ставить нельзя. Для фирм, участвующих в нашем проекте, - это хорошее средство продвижения своих объектов, а в скором времени и услуг, поскольку они могут сказать клиенту, что если он будет работать с ними, то его объект автоматически попадет в базу данных Рамблера, а это ускорит продажу. Когда эту идею осознают все профессионалы, возникнет предпосылка для внедрения подлинного мультилистинга. Но здесь важную роль должна сыграть РГР, поскольку она призвана выработать политику системы. Что касается технологии, то здесь особых препятствий нет уже сейчас, и мы готовы поделиться своим опытом.
Давно хотел вернуться к этой статье.
Алексей сказал:
"...Важным моментом является то, что частное лицо не имеет права подавать туда объекты, системой могут пользоваться только члены NAR. "
Это не логично, такая возможность должна быть у всех, правда у частных лиц за деньги.
Эксклюзивы.
Если Рамблер - Недвижимость, поддерживает только эксклюзивы от риэлторов, то на что он рассчитывает в регионах - там их нет практически. Хотелось бы конечно иметь, но явно в этой пятилетке не получится. Наверное есть какое-то промежуточное компромиссное решение?
Алексей: "...Так что MLS - это политический инструмент,объединяющийпрофессионалов рынка."
Вот именно, что ещё может иметь такую же объединяющую силу, какой обладает единый информ. ресурс и создание которого отложено на никогда.
"...Когда эту идею осознают все профессионалы, возникнет предпосылка для внедрения подлинного мультилистинга."
Т.е. Рамблер - Недвижимость не может претендовать на звание МЛС или как сложится?
Значит, Алексей, Ваш проект тоже промежуточный?
Почему? Вы активно движитесь вперед, в регионы и может быть пора просто заявить об этом, предварительно достигнув соглашения с РГР или это и является камнем преткновения?
Не верю, что ответите и пойму если не сделаете этого, но спросить хотел.
Алексей сказал: "...Важным моментом является то, что частное лицо не имеет права подавать туда объекты, системой могут пользоваться только члены NAR. " Это не логично, такая возможность должна быть у всех, правда у частных лиц за деньги.
Это очень логично и очень правильно. Более того, доступ к МЛС должны иметь не просто профессионалы, но только члены профессионального объединения. Думайте, почему МЛС называют политическим инструментом, объединяющим профессионалов, а не техническим.
Конечно логично и правильно было бы лет 10 назад - сегодня увы.
Количество риэлторов входящих в гильдию составляет ничтожный процент от общей массы продающих и покупающих недвижимость.
Сегодня есть только один путь, ИМХО - организованные риэлторы могут учредить ресурс и дать возможность участия в нем всем, и на этом ресурсе всячески ежеминутно пропагандировать прелести присутствия в гильдии риэлторов и только через 1 - 2 года, когда основная масса примет этот ресурс и привыкнет в нем работать, начать закручивать гайки.
Т.е. постепенно отодвигая объявления неорганизованных в конец списка, вводя плату за размещение - отличную от организованных и наконец (??????) появляется возможность отказаться от размещения объявлений неорганизованных операторов.
Вот такая этапность ИМХО логична и правильна.
Махать шашками, в наш продвинутый век, бессмысленно.