Франчайзинг на рынке недвижимости в России: Иван - сдавайся !
3 / 2786
Что такое франчайзинг? Как купить франшизу? Виды франчайзинговых программ на рынке недвижимости. Что дает франчайзинг? Проблемы франчайзинга. Не спешите покупать франшизу для агентств недвижимости, не ознакомившись с темами данного форума.
Называть риэлторское агентство, которое первым подняло знамя франчайзинга, мы не станем. Не менее полудюжины компаний в зависимости от обстоятельств то улыбаются именинниками, то истово открещиваются от первородства. Франчайзинг в недвижимости упорно не прививается на российской почве. Почему?
Президент компании «Century 21 Россия» Нури Катц считает, что проблема носит субъективный характер: «Большинство людей в России не имеют представления об индустрии франчайзинга в целом. Риэлторы не понимают, зачем платить за франшизу, и не уверены, что она позволит заработать больше, чем самостоятельная фирма. Они просто не видят, как эффективно пользоваться инструментами, которые предоставляет франчайзер.
«Таким образом функционируют все устоявшиеся рынки, и рано или поздно в России большинство агентств присоединятся к франчайзинговой сети, поскольку так они заработают больше денег». Отсюда вывод: «Как только они поймут, что участие во франчайзинговой сети делает доступными международный бренд, ноу-хау и приемы комплексного воздействия, им станет очевидно, что это и исключительно выигрышно, поскольку позволяет увеличить оборот и снизить затраты».
Согласен с Н. Катнем президент франчайзинговой компании «Хирш» Феликс Альберт: «Предпринимательское сообщество начинает понимать, что делать бизнес в одиночку – очень непростая задача. Поэтому возникают сети, люди объединяются в партнерства. Это только вопрос времени. Российский рынок существует всего 15 лет после 70-летнего перерыва. Давайте подождем 10-15 лет, и мы увидим в России те же показатели франчайзинга, что и за рубежом».
Закон-убийца
Но некоторые специалисты смотрят на проблему несколько иначе: «Гл. 54 Гражданского кодекса (ГК РФ) просто разрушает идею франчайзинга, — говорит консультант компании «Fransh Стратегия роста» Азат Муртазин. — Например, этот закон требует в обязательном порядке регистрировать все договоры в Роспатенте и налоговой инспекции. До момента регистрации договор считается недействительным, работать нельзя, роялти платить тоже. А Роспатент не спешит, некоторые договоры они регистрируют по году».
Кроме того, франчайзи может стать конкурентом. Печально, но факт. Законодательство от этого не защищает. Это один из тех многочисленных моментов, которые надо предусматривать во франчайзинговом соглашении. При этом необходимо учесть все возможные капали ухода франчайзи вместе с секретами франчайзера.
«То, что с коммерческой концессией трудно работать, — это факт, — соглашается управляющий партнер «Fransh Стратегия роста» Евгений Иванов. — Данная договорная конструкция в действующей редакции содержит множество пробелов и неудачных формулировок. Один из наиболее существенных минусов франчайзинга в нынешнем виде — право пользователя заключить договор па новый срок па тех же условиях. То есть нельзя при перезаключении договора повышать роялти без согласия франчайзи, хотя через пять лет после первого договора бренд и бизнес-система франчайзера могут значительно подорожать: имя станет известнее, технологии — совершеннее. Нарушается сама идея срочного договора — при продлении пересматривать условия отношений сторон».
Помимо требования о двойной регистрации договора, когда трудности возникают в основном из-за длительности сроков, специалисты отмечают целый ряд других минусов коммерческой концессии. Это субсидиарная ответственность правообладателя по требованиям к качеству услуг, реализуемых пользователем. Это возможность расторгнуть бессрочный договор без объяснения причин с уведомлением за шесть месяцев (если больший срок не установлен в договоре); риск, что договор будет признан ничтожным полностью (включая пункты, не связанные с передачей права пользования товарным знаком или правами патентообладателя) при отсутствии регистрации в Роспатенте.
Но с 2008 года, но данным А. Муртазина, ожидаются изменения главы 54 ГК РФ, которые устранят вышеуказанные недостатки и станут поистине «революционными».
Договор на хитрого франчайзи
Впрочем, и субъективный фактор наши специалисты не отрицают. «проблема, которую д действительно невозможно эффективно решить, это охрана информации, — сетует Е.Иванов. — Механизм охраны законодательством предусмотрен, но даже если принять в компании положение о коммерческой тайне, где четко определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, все носители сложить в сейф, а за ознакомление с ней брать роспись с каждого посвященного лица, доказать факт разглашения информации и привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно».
Классика франчайзингового вознаграждения — это паушальный взнос и роялти. Но такая схема наиболее рискованна для франчайзера, поскольку зависимость франчайзи от него минимальна, а контролировать его очень сложно (особенно учитывая условную охрану конфиденциальной информации нашим законодательством). Отсюда и плата за риски в виде больших паушальных взносов. А. Муртазин сгущает краски: «Традиционные на Западе роялти в виде процентов от выручки партнера у нас не всегда приемлемы: на местах фактическую выручку легко скрыть — порой даже сам руководитель франчайзингового предприятия не знает, какова неофициальная прибыль фирмы. Это особенно актуально для риэлторского бизнеса, где агенты «в поле» всегда могут между собой договориться и скрыть реальное вознаграждение по сделке. Это и объясняет тот факт, что действительно успешный первопроходец российского фрапчайзинга в сфере недвижимости - компания «Хирш» - берет фиксированные роялти, не привязанные к выручке агентства. Но выявился и иной подход: недавно пришедшая в Россию «Century21» верит, что российский бизнес «обелился», и берет роялти с фактического оборота».
Иван, сдавайся!
Когда слышишь о том, что какая-то компания или сеть руководствуется высочайшими и строжайшими «международными стандартами», это вызывает противоречивые чувства. Если у пас нет оснований не доверять этой информации, то вы как потребитель воспринимаете ее положительно. Хотя и понимаете, что рост качества вдвое ведет к росту цен вчетверо. С другой стороны, если вы имеете хоть какое-то представление об этом бизнесе, то понимаете, что действительное следование этим стандартам делает компанию чрезвычайно уязвимой. Скажем, вы можете в каждом втором московском ресторане заказать суши и верить, что это суши. Но, насколько нам известно, лишь отношения.
Россия и российский рынок недвижимости вообще очень специфичны. И если на этом рынке (или в стране) что-то быстро меняется - не важно, в лучшую сторону или в худшую. то те, кто связан стандартами, не способны реагировать также оперативно, как те, ктоне связан. У нас свои реалии, свое законодательство, и участники франчайзингового проекта от этого никуда не денутся. Поэтому «высокие международные стандарты» на 90% останутся маркетинговым ходом.
Более того, говоря о развитии франчайзинга, и иностранные, и отечественные компании в первую очередь имеют в виду бросок в регионы. А это еще одна ступень системного противоречия, еще одно испытание для «международных стандартов»: ведь в каждом регионе существует своя специфика — местное законодательство, подзаконные акты.
В чью копилку деньги?
Если оставить в стороне аргументы типа: «Купите у нас франшизу, и вы будете зарабатывать много денег», то ответить на вопрос о преимуществах франчайзинга в недвижимости не очень легко. Говорит А. Муртазин: «Франчайзинг как способ развития значительно выигрывает в стартовой скорости. Как правило, она достигается благодаря grass effect — так называемому эффекту травы, когда инициатива идет снизу от самого франчайзи, кровно заинтересованного в успешности собственного предприятия. Соответственно, его не нужно постоянно подгонять сверху — франчайзи сами активно требуют информацию».
«В любом случае, как показывает практика, открыть франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем собственное подразделение, ведь франчайзи лучше знают особенности своего региона, как правило, обладают административным ресурсом, следовательно, проведут запуск быстрее менеджеров, командированных из центра».
Но главный аргумент в пользу франчайзинга — это конечно же общий рекламный бюджет. «Предприниматели осознали важность групповых усилий в бизнесе, - говорит Ф. Альберт. — Например, когда я один, у меня $5 тыс. на рекламу. Когда нас 100 — то это $500 тыс. И это только то, что лежит на поверхности ».
Практика, при которой франчайзи осуществляют обязательные отчисления в рекламные фонды (локальные и общефедеральный), общепринята. «Размер роялти, зависящий от выручки, колеблется па российском рынке франшиз от 5 до 8%. Размер рекламных отчислений составляет около 2%. Однако такие издержки в краткосрочной перспективе компенсируются капитализацией бренда. Во франчайзинге при меньшей прибыли (по сравнению с собственными предприятиями) доходность инвестируемого капитала несравнимо больше», — уверен Е. Иванов.
Но не будем забывать, что правообладателем бренда является франчайзер. Затраты на каждое рекламное мероприятие — это взнос в имущество франчайзера. И вклад «в общее дело» франчайзер и франчайзи делают только до тех иор, пока находятся на одной стороне.
Кому это надо?
«Боюсь, ситуация будет развиваться так: либо в российской недвижимости в ближайшие годы победит франчайзинговая модель, либо она не победит никогда, и риэлторский бизнес пойдет по иному пути», — считает знакомый риэлтор, который в этом бизнесе уже 12 лет.
15 лет — очень большой срок. «Пена-ханой целины» не осталось. Сегодня даже в дачных поселках есть будка с вывеской «Агентство недвижимости». Есть пять—шесть брендов, которые их владельцы называют «всероссийскими». Они действительно хорошо известны за пределами Москвы и Питера. Но только риэлторам, а не большинству потенциальных клиентов. О заграничных брендах и говорить нечего. Какой смысл обращаться в компанию, которая держит всю Калифорнию и Флориду, если человек решил переселиться с одной окраины Саратова на другую? Лет десять назад oн еще купился бы на имя. Л сейчас он пойдет в свою местную «Алину» или «Наташу»: оп их давно знает. Они ведь за эти десять лет тоже выросли, суп на электро¬плитке перед клиентом не разогревают. Главное, работают быстро и грамотно. Иначе их вымело бы из бизнеса.
Кто станет платить десятки тысяч долларов за франшизу? Неудачники или новички. Это все понимают. Есть еще молодые амбициозные менеджеры среднего звена, которые мечтают открыть собственное дело. Но большой вопрос, устроит ли их положение франчайзи?
КНИГА ПАТРИАРХОВ
Говорят, что первую франшизу в России продала сеть кафе «Baskin Bobbins» в 1993 году. Кафе москвичи заметили, но что такое франшиза, понимать отказывались: в бурный период первоначального накоиления капитала строгие обязательства, стандарты технологии, отчетность казались заморской блажью.
Но уже в том же году инженер-машиностроитель Владимир Довгань со товарищи из тольяпинской научно-производственной фирмы «Дока» разработали и запустили весьма удачные для того времени отечественные линии по производству хлеба, а чуть позже и пиццы. В считанные месяцы «Дока-хлеб» и «Дока-пицца» стали известны всей России и СНГ.
Согласно одной версии, идея грамотно пристраивать идеи занимала юного Володю чуть ли не со школьной скамьи, и именно тогда рождались тезисы его докторской диссертации. Согласно другой, идея предоставлять право на использование торговой марки
родилась, как менделеевская таблица элементов: во взрослой голове, зато за одну ночь. Вскоре, рассказывая заезжим американцам о том, как он придумал вместе с оборудованием продавать также и бренд, господин Довгань услышал в ответ: «Сей прием называется франчайзинг. Вы — франчайзер, ваши клиенты— франчайзи, а договор с ними — франшиза.
Несмотря на подозрительное название, франчайзинг бойко покатил по российским доротам, временами закатываясь в СНГ вообще без всяких франшиз. Менее чем за год число предприятий только «Дока-пиц¬цы» перевалило за 800. Увы, многочисленные нару¬шения франчайзи своих обязательств в отношении рецептуры и технологии, несовершенство российско¬го законодательства в части защиты прав франчай¬зера погубили плодотворную дебютную идею. «До¬ка» как сетевая структура рухнула.
СПРАВКА
Франчайзинг, или коммерческая концессия (от фр. franchise — «льгота, привилегия»), — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает в соответствии со специальным договором (франшиза) другой стороне (франчайзи) за паушальный взнос (вступительный взнос за вхождение в сеть) и роялти (периодические платежи) комплекс исключительных прав.
Это в первую очередь право использовать в предпринимательской деятельности фирменное наименование правообладателя, коммерческую информацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав. В российском законодательстве отношения, возникающие по договору коммерческой концессии, регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ.
Но не будем забывать, что правообладателем бренда является франчайзер. Затраты на каждое рекламное мероприятие — это взнос в имущество франчайзера. И вклад «в общее дело» франчайзер и франчайзи делают только до тех иор, пока находятся на одной стороне.
Полезно бы нашим будущим франчайзи почитать и помыслить на эту тему:) Одно дело когда ты тратишь деньги на свою квартирку делаешь ремонт, улучшаешь условия но остаешься хозяином и тем самым увеличиваешь свои активы и совсем другое когда ты отваливаешь арендатору, оставаясь по сути не кем в этой квартире.
Илья писал(а):
Есть пять—шесть брендов, которые их владельцы называют «всероссийскими». Они действительно хорошо известны за пределами Москвы и Питера. Но только риэлторам, а не большинству потенциальных клиентов
Этот материал не по НЕРСовскому форуму готвили? Я тут уже кучу веток отписал в адрес "гигантов" интернет-индустрии разводивших лохов-риэлторов на "наценку за брэндовость" на " признаных лучших сайтах по недвижимости"
Илья, респект за статейку.
Илья писал(а):
Какой смысл обращаться в компанию, которая держит всю Калифорнию и Флориду, если человек решил переселиться с одной окраины Саратова на другую?
Даже знаю кому это адресовать на нашем форуме.
- "Америка-Европа-мировые стандарты"